Найти в Дзене

Большой настольный теннис

Оглавление
Максим Гребнев
Максим Гребнев

Воскресный вечер я провел крайне неожиданно для себя. В восемь часов вечера пиликнул мессенджер. Пришло сообщение от директора школы по настольному теннису Ирины Домненко о том, что вот-вот начнется финал чемпионата Европы, в котором наши сразятся с немцами. Сыграют, естественно, в настольный теннис. Так начался один из самых познавательных в плане спортивного просвещения вечеров моей жизни.

Европейская вершина

За десять лет существования программы «СпортАнзор» соревнования по настольному теннису я снимал не раз, и не два, и даже не десять. Много их было — и детских прежде всего, и юниорских. А вот со взрослыми встречами как-то не повезло. Потому предложение-приглашение посмотреть финал чемпионата Европы я принял с энтузиазмом и, в общем-то, не прогадал.

Во-первых, что-то новенькое, кроме футбола и прочих игровых видов спорта.

Во-вторых, игра оказалась крайне интересной и захватывающей. И это не попытка сделать неуклюжий реверанс спортивному направлению и людям, которые его выбирают. Матч действительно получился огненный. И на то есть ряд причин.

Из того, что удалось выяснить в процессе интернет-серфинга — наши парни впервые в российской истории оказались в финале чемпионата Европы. В советской были дважды — в 1966 и 1968 годах. На этот раз судьбоносным стало решение тренера Виктора Салабаева — сделать ставку на новое поколение. Опытные Кирилл Скачков и Александр Шибаев в команду тоже вошли, но все сенсации в плей-офф сотворила молодежь: 19-летние Владимир Сидоренко и Максим Гребнев, а также 20-летний Лев Кацман.

Ребята в четвертьфинале против Австрии смогли вытащить практически проигранный матч. Проигрывали 2:0 по ходу встречи, причем в третьей решающей игре Гребнев уступал оппоненту 0:2 по сетам. Но Максим переломил ход своего поединка, а заодно и четвертьфинала. Выиграв со счетом 3:2, россияне пробились в полуфинал, где в одну калитку переиграли шведов. И вот немцы.

Посмотрел перед финалом рейтинг. Сидоренко сейчас 176-й в мире, Кацман — 281-й, а Гребнев — вообще 540-й. Немцы же, хоть и приехали без лидеров — Овчарова и Болла — тем не менее выставили внушительный состав. 15-я ракетка мира Патрик Франциска, 42-я — Бенедикт Дуда, 52-я — Цю Дан. Расклад не в нашу пользу. Но вот Максим Гребнев так не думал и выиграл сложнейший поединок против Дуды, уступая опять-таки 0:2. В определенный момент я понял, что ощущаю себя так, как в той самой игре наших футболистов против хорватов на чемпионате мира 2018 года. Сердце стучит, руки непроизвольно сжимаются, в моменты подачи перестаю дышать.

И вот Максим выигрывает, мне на телефон приходит новое сообщение от Ирины Вадимовны: «Никогда не говори „никогда”«. И вот тут я понял, что вместе со мной этот матч смотрят сотни, если не тысячи абаканцев. Все, кто имел и имеет хоть малейшее отношение к настольному теннису. От этого стало еще волнительнее.

К сожалению, дальше игра пошла не по нашему сценарию. Кацман и Сидоренко уступили, хоть и в упорной борьбе. А Гребнев опять довел решающую схватку до 0:2, потом до 2:2, но повторить подвиг, совершенный в матче с австрийцами, не смог. Вот только окончание драматичного пятого сета мы так и не увидели. Трансляция на «главном спортивном канале страны» оборвалась. Потом пояснили: румыны не рассчитывали, что финал продлится так долго, и заказали слишком короткий спутниковый сегмент. Не поверили они в нашу команду, в общем.

В любом случае серебро, первое за полвека — достойный результат.

Оксана Юношева
Оксана Юношева

Сибирское подножье

Осталось, наверное, объяснить, почему Ирина Домненко вспомнила обо мне в преддверии финала. Все просто — на неделе мы встречались в прямом эфире, чтобы обсудить перспективы развития и последние успехи нашей школы по настольному теннису.

Как раз наши девушки — Оксана Юношева и Анна Соломенникова — взяли медали всероссийских соревнований в Бердске. Несмотря на внушительное представительство теннисисток со всей страны, Юношева стала второй в личном зачете, а Соломенникова первой в парном разряде. Анна, кстати, тем самым заработала звание мастера спорта. Главное, что такие победы нашей школе сегодня очень нужны, поскольку перед ее тренерами и воспитанниками стоит серьезная и сложная задача — вернуть учреждению статус школы олимпийского резерва.

И это как раз вторая часть нашего разговора с Ириной Вадимовной. Что нужно для возвращения статуса? В первую очередь — медали на первенстве страны. Вроде бы чего проще? На деле же, чтобы добиться такого результата, нужно ой как много поработать. Причем не только самим спортсменам и наставникам, но и чиновникам. Кто-то же должен решать вопросы финансирования выездов. И не только членов сборной, но и одаренных детей, за которыми будущее.

Пока с этим не все ладно. Не всегда удается найти общий язык. Однако министр спорта Сергей Кочан, например, не сомневается, что рано или поздно процесс притирки завершится и начнется нормальная работа. В это хочется верить. Но ту же команду, которую школа после долгого перерыва решила выставить на клубный чемпионат России, собирали на собственные средства. Вот такие пироги.

Как бы то ни было, главное, что клубный теннис вновь возвращается в Абакан. Наличие подобной команды — стимул для воспитанников школы и возможность показывать себя на всероссийской арене не один, два или три раза, а значительно чаще.

Еще один серьезный шаг на пути к возвращению Абакану статуса одного из самых теннисных городов России — это проведение в столице Хакасии крупных турниров. С появлением Центра настольного тенниса сам собой отпал вопрос соревновательной базы. Да и в планах Всероссийской федерации центр, судя по всему, занимает не последнее место. Абакан уже получил право на проведение чемпионата и первенств СФО по нескольким возрастам. И это только начало. Кроме того, школа планирует создать и собственные турниры, которые в будущем станут визитной карточкой города.

Все это свидетельствует о том, что определенный подъем абаканского настольного тенниса наметился. Конечно, пророчить нашим парням и девушкам судьбу вчерашних финалистов чемпионата Европы пока рано. Излишний оптимизм — дело неблагодарное. Но как минимум ориентиром этот результат послужить может вполне.

Анзор САБАНОВ
Фото из открытых источников