Примечание: возможны спойлеры
Непримечательный средненький любовный роман. История не замысловатая, тем каких-либо серьёзных не раскрывает (одну поднимает, но без масштабного погружения в проблему), имеются некоторые вопросы к авторскому написанию, но меня это произведение смогло немного увлечь, а в двух моментах я даже смог эмоционально вовлечься.
Но сначала к сюжету. Так как это любовный роман, то кроме любовных взаимоотношений тут ожидать чего-либо другого не приходится. Но история не бывает интересна без конфликта, тем более такая однонаправленная (любовь и ничего больше). И здесь конфликт заключается по большей части в чувстве вины. Но обо всё по порядку.
Есть два ГГ — мужской и женский. И, естественно, любовные отношения случаются именно между ними. Оба они красивые, здоровые, имеют достаточно высокий достаток в жизни, то есть излишне идеализированы (что немного не скрашивает саму историю). Но изначальный конфликт возникает в том, что женский ГГ замужем за престарелого банкира, который из-за болезни прикован к кровати, практически. И не стоит думать, что это как-то не выгодно красит её, так как любовь между ними была искренняя, а не из-за денег (её семья и так богата).
Про женского ГГ можно ещё сказать (так как она представляет наибольший интерес, чем мужской), что она как маленькая девочка или даже как принцесса в башне. Вся её жизнь прошла под опекой — сначала семья, потом муж — и она сама, практически, оставалась безучастной в принятии решений относительно собственной жизни (хоть отношения с мужем у них были счастливые, до его болезни). Я в принципе понимаю для чего такой персонаж здесь необходим. Через неё автор как бы показывает, что женщина может выйти из под гнёта обязательств, которые навязываются через семью и нерациональные традиционные ценности, и начать жить относительно своих чувств, а также начать самостоятельно принимать решения в своей жизни (адекватный феминистический посыл, который ещё и отлично контрастирует с отцом женского ГГ — отличная сцена прозрения героини, когда она раскрывает лицемерие отца [с. 318-321]). Но она для меня выглядит такой неживой, такой искусственной. Да и основной конфликт того, что два ГГ не могут быть вместе, сводится к чувству её вины — сначала из-за измены, потом из-за смерти мужа. И это оправдано, но из-за героини я не смог вовлечься в происходящее.
Сама же история состоит из постоянных схождений и расхождений героев. Поэтому чего-либо интересного там нет. Единственное, что изначально привлекло моё внимание — это опасения, связанные с сексуальным насилием по отношению к девушкам. Даная тема существует только первую треть книги и никак не раскрывается в полной мере. Сначала нам забрасывают крючки к этой теме разговорами о безопасности, а затем происходит ужасная ситуация с племянницей-подростком мужского ГГ — её изнасиловали. И на этом всё. Нам не раскрывают переживания племянницы, а про данную тему просто забывают. И это очень странно.
Первая треть книги, вообще, сама по себе какая-то корявая. Переполнена излишними описаниями, ненужными подробностями, которые никак не влияют на сюжет (само произведение затянуто до невозможности) и там больше всего встречается ужасная работа над действующим лицом в главе, от которого ведётся повествование, так как в некоторых начальных главах действующие лица начинают переплетаться и повествование может идти с описанием мыслей и чувств разных персонажей через абзац, а иногда и в одном абзаце всё вместе сталкивается. Возникает такое ощущение, что первая треть книги просто недоработана. Автор как будто сначала писала коряво, а затем, войдя в поток повествования, начала вести историю уже нормально. Неоднозначная ситуация.
Но есть во всей этой истории и неплохие моменты. Многие персонажи хорошо раскрыты (особенно "политпродажнаяженщина" — сестра мужского ГГ — отвратительный персонаж, в том смысле, что автор хорошо с ней поработала и поэтому она вызывает к себе такие чувства). Есть пара эмоциональных моментов, которые меня действительно растрогали и зацепили — сцена в больнице, после изнасилования племянницы, и встреча мужского ГГ с мужем героини. Меня на эмоции эти сцены смогли вывести, так что уже неплохо.
В общем, вечерок можно скрасить простенькой историей о любви, но не больше. Как средненький роман о любви — сойдёт. Читали и хуже.
***
Библиографическое описание: Стил Д. Прекрасная незнакомка / Пер. с английского. — М.: Крон-Пресс, 1993. — 336 с.