Найти в Дзене
Простая История

Почему некогда великая Македония сейчас по площади меньше Московской области и кто захватил трон после Александра Великого

Во время войн диадохов территория бывшей империи включала в себя несколько театров военных действий. Союзники нередко воевали независимо друг от друга, и расстановка сил менялась постоянно.

При этом сохранялась общая тенденция: как только один из сатрапов начинал одерживать победы, это неизбежно вело к союзу других диадохов против него. Никто не хотел допускать усиления конкурента.

Антигон, преследуя Эвмена, попутно подчинил себе большинство азиатских провинций. Сатрап Мидии Пифон был им казнен, и Селевку грозила та же участь, но он успел бежать к Птолемею. Когда ушёл его союзник Антипатр, Антигон решил, что имеет достаточно сил, чтобы утвердиться, как единоличный правитель империи.

Силой своей армии он превосходил любого другого сатрапа. Так что для противостояния Антигону образовалась коалиция четырех самых сильных из оставшихся диадохов: Кассандра, Птолемея, Лисимаха и Селевка. Эта кульминационная война длилась с небольшими перерывами почти 15 лет.

Первое серьезное сражение состоялось в 312 году до нашей эры у города Газа. Сын Антигона Деметрий противостоял Птолемею и проиграл из-за собственной медлительности. Правитель Египта не угадал с направлением главного удара боевых слонов противника, и стремительная атака могла бы плохо для него кончиться, но Деметрий позволил ему перегруппировать силы и подготовиться.

Птолемей после этой победы овладел Финикией и имел возможность продвинуться дальше в Сирию. Однако, со свойственной ему осторожностью, он не стал удерживать завоеванное и предпочел удалиться обратно в Египет, где был в безопасности. Но зато победа при Газе открыла Селевку путь на Вавилон. Там его помнили как хорошего правителя и вернуть город не составило труда. Селевк захватил также Мидию, Сузиану и Персиду.

Сам Антигон был тогда в малой Азии, где пытался пробиться через Геллеспонт в Македонию, но Лисимах не позволил его войскам пересечь пролив. Вернувшись в Сирию, Антигон решил сконцентрироваться на возврате восточных провинций, а потому заключил мир со всеми участниками вражеской коалиции, кроме Селевка.

Тем не менее, даже оставшись один на один с Антигоном, Селевк победил его в битве, проявив себя как хитрого тактика. Когда первый день сражения не принес победы ни одной из сторон, и Антигон расположил войско на ночлег, Селевк внезапно атаковал его лагерь на рассвете. Так он отстоял свои владения. Впоследствии правители остальных сатрапий к востоку от Вавилона также перешли на его сторону.

-2

Не сумев подобраться к Македонии через Фракию, Антигон решил зайти с другой стороны и приступил к захвату Греции, поэтому мир с остальными диадохами длился недолго. Борьба велась не только на суше, но и на море. Свои новые столицы диадохи строили с прицелом на морское господство: Антигон - Антигонию в Сирии, Лисимах - Лисимахию на Геллеспонте, а Кассандр - Фессалоники.

В 306 г. до нашей эры состоялось крупнейшее морское сражение эпохи диадохов. В битве за Кипр возле города Саламин Деметрий разбил флот Птолемея и захватил остров. Воодушевленный этим успехом, Антигон первым из диадохов за все время после ухода Александра провозгласил себя царем. Впрочем, вслед за ним остальные сделали то же самое, фактически объявив свои земли отдельными государствами.

Вскоре возродилась pаспавшаяся было анти-антигоновская коалиция. Деметрий закрепился в Афинах и угрожал владениям Кассандра. Понимая, что если Македония падет, то его Фракия будет следующей, Лисимах заключил с Кассандром союз, а затем они оба убедили Птолемея и Селевка атаковать Антигона одновременно с разных сторон. Кассандр начал наступление на Деметрия, Лисимах вторгся в Малую Азию, а Селевк наступал с востока.

-3

Снова выдвинулся в Сирию Птолемей, но в последний момент схитрил. Сделав вид, что поверил слухам о поражении союзников и наступлении Антигона, он вернулся домой. В решающей битве при Ипсе во Фригии Селевк и Лисимах, получив подкрепление от Кассандра, противостояли Антигонy и Деметрию, на чьей стороне стороне также выступил эпирский царь Пирр. Это было одно из самых грандиозных и значимых сражений в истории древнего мира.

С каждой стороны в битве принимало участие более 70 тысяч человек. Антигон рассчитывал прежде всего на традиционные македонские соединения: фалангу, которую возглавил сам, и тяжелую конницу под командованием Деметрия. У Селевка было немногим больше кавалеристов - 15 тысяч против десяти, но пехота была значительно более легкой, в основном за счет азиатских контингентов.

Зато у него было почти 500 боевых слонов, против 75 у Антигона. Их Селевк ранее получил у индийского царя взамен на отказ от индийских владений Александра. Как оказалось, это был удачный обмен. Битва началась атакой конницы Деметрия, которому удалось опрокинуть кавалерию Селевка. Это было частью плана Антигона. Видя перед собой множество азиатских воинов, он решил повторить маневр Александра при Гавгамелах.

Тогда именно решительные действия кавалерии принесли македонцам победу. Но Антигону противостояли не персидские военачальники, а его бывшие соратники, прошедшие ту же школу. Кинувшись преследовать отступавших, Деметрий оторвался от основных сил, чем воспользовался Селевк.

-4

Он бросил в образовавшийся разрыв своих слонов, разделил вражеские войска надвое и окружил фалангу Антигона. Тут сказалось преимущество азиатских отрядов Селевка. Не сближаясь с фалангой, они обстреливали плотные ряды македонцев несколько часов, пока не обратили их в бегство. 80-летний Антигон погиб.

Победившие союзники разделили владения Антигона соответственно их вкладу в победу. Большая часть досталась Селевку, меньшая - Лисимаху. Кассандр не претендовал на эти земли, а вот Птолемея, поскольку он не участвовал в битве при Ипсе, лишили Сирии, которая перешла Селевку. Это создало причину для будущего постоянного конфликта между государствами Селевкидов и Птолемеев. Войны за Сирию они будут вести регулярно.

Владения Селевка стали огромны. Он таким образом как бы занял занял место побежденного Антигона: теперь уже его, как самого сильного диадоха, опасались остальные. Лисимах и Птолемей предсказуемо заключили союз против него. Селевк же, в свою очередь, вспомнил о Деметрии, который выжил при Ипсе благодаря своей опрометчивой кавалерийской атаке. Поддерживаемый могучим союзником, тот получил второй шанс заявить о себе.

В 297 году до нашей эры Кассандр сильно заболел. Деметрий воспользовался тем, что его наследники враждовали друг с другом и захватил Македонию, а также большую часть Греции. Оставаясь у власти в течение семи лет, он всеми силами наращивал военную мощь с целью присоединить владения своего соседа Лисимаха.

Тот был вынужден объединиться с царем Эпира Пирром. Когда они атаковали Македонию с двух сторон, воины Деметрия предпочли перейти на сторону противника. Македония была разделена между победителями. Покинутый всеми, и не имея возможности удержаться в Греции, Деметрий решился на отчаянный шаг и напал на владения Селевка. Hо положение его было безнадежным. Селевк взял Деметрия в плен и обращался с ним вполне по-царски. Сын Антигона не смог выжить в плену.

Тогда же, или следующий год, в возрасте 84 лет ушел Птолемей. Верный себе, он до конца жизни не имел имперских амбиций, а потому закончил свои дни мирно и спокойно - случай для диадохов исключительный. Оставшимся двум ветеранам всех возможных битв Селевку и Лисимаху было глубоко за семьдесят.

-5

Но возраст этому железному поколению был ни по чем. Оставшись вдвоем, они, как и прежде, восприняли новую расстановку сил, как новую возможность. Селевку оставалось сокрушить одного Лисимаха, чтобы утвердиться в Македонии и подчинить себе таким образом почти всю бывшую империю Александра.

Кроме того, Македония была его родиной. Oн хотел провести там остаток жизни, а всю Азию передать в управление сыну. В 281 году до н. э. Селевк отправился в свой последний поход. Лисимах не смог помешать его продвижению и погиб в битве. Последнему диадоху оставалось только дойти до Македонии, и не было никого, способного остановить его. Hо тут словно призрак Птолемея вмешался в ход событий. Царь Египта, передавая престол, проигнорировал своего старшего сына, Птолемея Керавна.

Тот нашел пристанище у Селевка и сопровождал его в походе против Лисимаха. Когда же успех кампании стал очевиден, Керавн сместил своего покровителя, чтобы самому стать царем Македонии. Так закончилась эпоха диадохов, и наступило время эллинистических монархий в Азии и Египте.

Как вам статья? Если понравилась, пожалуйста, поставьте лайк! Это лучший способ поблагодарить автора.

Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал!