В 1949 году советская экспедиция в Сибири искала уран для обеспечения национального ядерного арсенала, но наткнулась на обширное месторождение меди. Спустя более 70 лет горнодобывающий комплекс на Дальнем Востоке между озером Байкал и Тихим океаном, наконец, должен начать работу в следующем году.
Поскольку медь является ключом к отказу от углерода в мировой энергетике, так называемый энергопереход, есть надежда, что это будет благом для России.
«Долгожданный проект - долгожданное событие в жизни Дальнего Востока и всей горнодобывающей отрасли России и мира», - сказал Валерий Казикаев, председатель правления "Удоканская медь", компании, занимающейся разработкой месторождения.
Рудник находится в неблагоприятных для разработки условиях, тут и сейсмически опасная зона, так и вечная мерзлота. Зимой температура может опускаться до минус 60 градусов по Цельсию, присутствуют сильные ветра, и обильные снега. Такие условия означают, что разработка участка будет сложна, а строительство инфраструктуры стоит очень дорого. Шахта расположена на высоте 2000 метров. Даже Советский Союз не мог разрабатывать эти месторождения. Работы по обустройству рудника начались в 2019 году, бюджет 2,5 миллиарда евро.
Рудник, содержащий более 26 миллионов тонн меди, находится примерно в 6500 км к востоку от Москвы и претендует на звание крупнейшего неиспользованного месторождения в России и третьего по величине в мире.
В чём ценность такого рудника? Цена на медь, которую называют «новым черным золотом», в этом году взлетела до исторических высот и не показывает никаких признаков снижения. В течение следующих 15 лет спрос на медь вырастет на 30 процентов по мере роста «зеленой экономики». Ведь медь играет ключевую роль в возобновляемых источниках энергии и "зелёных" технологиях из-за ее свойств теплопроводности и электропроводности.
В пример мы можем привести рост производства электромобилей, в которых используется медь. Это месторождение будет особенно востребовано азиатским рынком, особенно к Китаем, Южной Кореей и Японией, где спрос на них высок. Для выхода на эти рынки компания использует Байкало-Амурскую магистраль (БАМ), работы по расширению которой продолжаются. Железнодорожная магистраль проходит в непосредственной близости от месторождения.
Производитель надеется вывозить свои катоды и медный конденсат поездами к российским портам и дальше на экспорт, либо к внутрироссийским производителям. Но, как отмечают эксперты, шахта находится на 2000 километров ближе к Токио, чем к Москве.
Вместе с месторождением, развивается и прилежащая инфраструктура. Компании пришлось построить собственную электростанцию, чтобы обеспечивать работу энергией. Пришлось проложить дорогу к ближайшему аэропорту, где есть деревянный терминал.
Сейчас на стройке работают 4000 строителей. Работы останавливаются только тогда, когда температура опускается ниже минус 35 градусов, а видимость составляет менее 50 метров.