Найти тему
Баку. Визит в Азербайджан

Мавзолей Момине хатун (1186) — исторический объект, разрушающий укоренившиеся представления о средневековом Азербайджане

Оглавление

Мавзолей Момине хатум — удивительный памятник истории, разбивающий сразу несколько укоренившихся мифов:

  1. Азербайджан и азербайджанцев придумал Сталин.
  2. Нахчыван это армянская земля, которую советская власть передала Азербайджану.
  3. Мусульмане считали женщин за людей второго сорта.
  4. "Закавказские татары" (в терминах Российской Империи), до 20 века, были необразованными кочевниками.

Тем не менее, даже "Энциклопедия Ираника", которую сложно заподозрить в проазербайджанской позиции (скорее наоборот) достаточно однозначна.

Атабеки Азербайджана - https://iranicaonline.org/articles/atabakan-e-adarbayjan
Атабеки Азербайджана - https://iranicaonline.org/articles/atabakan-e-adarbayjan

Из нее, мы и будем черпать часть информации, не забывая, что персы всеми силами, всегда, пытались принизить тюркский фактор в своей истории.

Мавзолей

Усыпальница Момине хатун, женщине, являвшейся женой Атабека Азербайджана и матерью султана, вырастившая двух будущих Атабеков, находится в городе Нахчыван.

Мавзолей
Мавзолей

Вот что он ней пишет Большая Советская Энциклопедия.

Момине-хатун мавзолей, мавзолей Атабека, в Нахичевани, памятник азербайджанской средневековой архитектуры. Возведён в 1186 году зодчим Аджеми. 10-гранная башенная (высотой 25 м) кирпичная постройка; грани украшены куфическими надписями, геометрическими и растительными узорами из неполивных и поливных (бирюзовых) кирпичиков. (с) БСЭ

Это одно из самых высоких строений средневекового Азербайджана дошедшее до наших дней. Выше только Девичья Башня, высотой в 28 метров и парочка восстановленных строений, да и то, только потому, что у Момине-хатун утерян купол.

Вместе с ним, высота мавзолея составляла бы 34 метра. Выше девятиэтажного дома. Это рекорд для региона.

Понятно, что это было не тривиальное сооружение рядовому правителю.

19 век
19 век

Некогда это был целый комплекс, с мечетью Джума и красивой аркой с минаретами, называвшейся "воротами Момине хатун".

К сожалению, помимо письменных свидетельств сохранилась только одна гравюра, опубликованная в книге французской писательницы и археолога Жанна Дьёлафуа. Она побывала в Нахчыване в 1881-1882 годах и успела застать полуразрушенные ворота.

Ворота Момине хатун
Ворота Момине хатун

Нечто подобное мы видим на фотографии мавзолейного комплекса в селе Карабаглар (12-14 век), в 30 км. от Нахчывана.

Село Гарабахлар
Село Гарабахлар

На фотографии советского периода видно в каком состоянии были памятники азербайджанской истории.

Это конечно удивительно. Исторические объекты 12 века, которые даже не являлись религиозными, Союзом буквально уничтожались. Деньги тратились на какие-то монументальные памятники советской эпохи, возводились никому не интересные музеи с политической подоплекой, а наследие человечества превращалось в руины.

Интересно, такое было по всему СССР или это была политика только в отношении азербайджанского наследия. Чтобы потом вещать "у азербайджанцев нет прошлого".

Как тут не вспомнить товарища:

От Ильича до Ильича – без инфаркта и паралича.

Нынче, мавзолей Карабаглар выглядит так:

Мавзолей в селении Карабаглар
Мавзолей в селении Карабаглар

Вообще, на территории Нахчывана большое количество мавзолеев 12-17 веков, и это только те, что все-таки дошли до наших времен. Все они сегодня восстановлены (или восстанавливаются).

Но это тема для отдельной статьи, мы же продолжим изучение мавзолея Момине хатун.

Работа выдающегося Аджеми

Аджеми Нахчивани — одна из значимых фигур средневекового Азербайджана — зодчий, который оказала большое влияние на архитектуру не только южно-кавказского региона, но и все государство Ильдегезидов (Атабеков Азербайджана).

Ильдегизиды, Эльдегезиды,Атабеки Азербайджана
Ильдегизиды, Эльдегезиды,Атабеки Азербайджана
Аджеми сын Абубекра (20-е гг 12 в Нахичевань — начало 13 в) зодчий; представитель нахичеванской школы средневекового Азербайджана. Строитель мавзолеев Юсуфа, сына Кусейира (1162) и Момине-хатун; (1186) а также соединённых порталом минаретов (не сохранились) в Нахичевани. Для А. характерны монументальность сооружений при изяществе их членений, применение рациональных для того времени конструкций (нервюры, кирпичные блоки); в декоре сложные геометрические орнаменты, надписи, умело использованный цвет. Выработанные А. композиционные и декоративные приёмы оказали большое влияние на строительство мавзолеев как в Азербайджане, так и в сопредельных странах. (с) БСЭ

Изящество оформления усыпальницы Момине хатун действительно поражает. .

Роспись
Роспись

В орнамент вплетены строки из Корана.

Надпись в верхней части гласит:

Во имя Аллаха милостивого, милосердного. Приказал построить эту усыпальницу царь премудрый, справедливый, победоносный, великий, солнце религии (Шамс ад-Дин), защита ислама и мусульман Джахан Пехлеван Ата бек Абу Джафар Мухаммед сын Ата бека Эльдегиза... (для)... славы мира и религии, в честь ислама и мусульман Момине хатун. Да помилует ее Аллах всевышний. Мы уходим – мир остается (Мы умрем. Этот останется памятью) О Боже, отведи дурной глаз»

Фразу "Мы уйдём — мир останется, мы умрём — это останется памятью" приписывают самому Аджеми.

Повторяющийся текст над арками:

Царство принадлежит Аллаху единому, побеждающему.

Удивляет и качество работы.

835 лет в непростом климате Нахчывана практически не повлияли на отделку внешних стен.

-10

После реставрации все выглядит еще шикарнее:

-11

Мавзолей построен из кирпича, каждая из ниш на его десяти внешних сторонах, снизу доверху, покрыта не повторяющимися резными узором.

Внутри сооружение имеет круглую форму, что вполне объяснимо, если посмотреть на него в разрезе.

Сзема
Сзема

Сама усыпальница имеет подземную и надземную часть.

Входы в них расположены друг над другом.

-13

Возможно, в самом склепе была гробница не только Момине хатун, но и ее мужа, первого Великого Атабека Азербайджана Эл-Дениза. (В иранской транскрипции Ильдегоз.)

Так как имя писалось на арабском, утверждать с точностью, как оно звучало невозможно. Обычно, берут транскрипцию указанную в Иранике, когда пишут о Атабеке, а в случае государства используют три варианта — Ильдегизиды, Эльдегезиды и Атабеки Азербайджана.

Ираника прямо пишет, что тюркская реконструкция имени навряд ли корректна

Bosworth’s Turkish reconstruction of the name as „Ildeñiz“ is hardly correct

Кто бы сомневался.

С захоронением Атабека не совсем ясно, так как есть письменные свидетельства, что он покоится в другом месте. Известно только, что сама подземная усыпальница состоит из двух залов.

Сейчас они пусты. Местные говорят, что еще во времена СССР, все было вывезено в Эрмитаж, но подтверждения этой версии, я не нашел.

Склеп
Склеп

Нижняя и верхняя части мавзолея, изнутри не имеют украшений. Только на внутренней части сферического купола расположены четыре круглых медальона. Они заполнены орнаментом и надписями, содержащими имена Мухаммеда, Абу Бекра, Омара, Османа, Али, Хасана, Хусейна.

Интересно, что помимо Пророка, указаны имена первых халифов — самых почитаемых у сунитов, и трех имамов-шиитов. Мавзолей закладывался так, чтобы не обидеть никого.

Внутренняя поверхность купола
Внутренняя поверхность купола

----------------------

Сегодня, посетить мавзолей Момине хатун может посетить любой желающий. В верхней части, там расположен небольшой музей.

Музей
Музей

На территории комплекса много свидетельств старины.

-17

Кстати, мавзолей Момине хатун был изображен на пятидесятитысячной купюре 1995 года.

-18

Короткий ролик о усыпальнице:

ПС. О самой Момине хатун, я еще напишу отдельную статью. Там слишком много интересного затрагивающего историю большого региона.