Найти в Дзене
Тёмные Глубины

Красная машина

Степанида всю жизнь прожила как, по её мнению, было положено.

Но сейчас, на закате лет, не чувствовала она совершенно никакого удовлетворения от пройденного пути.

Родилась она в большой крестьянской семье. С детства была приучена к труду, уверена была, что выйдет замуж да родит много детей. Мечты её были простыми, как и положено приличной девушке.

В срок её выдали замуж за Фёдора, которого она очень любила. То, что Фёдор к ней такими чувствами не пылал, Степанида знала, но старалась не обращать внимания на это. "Стерпится - слюбится", так говорила мать. А ещё она говорила, что мужчина побегает да всё равно в лоно семьи вернется, как ни крути. Фёдор и бегал, пока жена дома была.

А потом родился Ванечка, и Степанида полностью растворилась в нём. Больше деток не народилось, но это уже неизвестно было, от чего так. И был Иван единственной маминой гордостью и любовью. Фёдор как-то сразу самоустранился от воспитания единственного наследника.

Хотя Степанида сильно подозревала, что у одной вдовы народилось двое детишек именно от Фёдора. Но коли не пойман, то не вор, как говорится.

Начались весьма неспокойные годы. Село их в области было первым по урожаю. Но в стране сменилась власть, и всё тоже начало меняться. Поначалу о новостях гудели на завалинках да обсуждали перед сном. А потом и до них добралась волна изменений.

Село начало умирать. Оно походило на зверя, который бьётся в конвульсиях, изо всех сил цепляясь за жизнь. Люди не знали, что будет завтра, и многие уезжали в город, в попытках найти лучшую долю. Сама Степанида боялась уезжать. Фёдор исчез из её жизни ещё раньше, когда Ване только десять лет исполнилось. Как-то раз, зимой, он попросту не вернулся после вечерних гуляний. Степанида тогда всё село оббегала в поисках загулявшего мужа, даже повозку наняла, чтобы в соседнюю деревню съездить. Но Фёдора так и не нашли, подумали, что сгинул он в метели накануне.

Без поддержки мужа, пусть и гуляющего, Степаниде было тяжко и дом на себе тащить, и работать, и сына воспитывать. Ванечку она оберегала изо всех сил, не заставляла его по дому работать, считая, что ему главное выучиться. Да и вообще многое ему позволяла, душила его своей безграничной материнской любовью. Сама не доедала, обделяла себя, но сыну всё самое лучшее старалась дать.
Иван закончил восьмилетку, а потом школу закрыли в их селе. С работой стало совсем тяжко - работала единственная ферма, а поля медленно зарастали сорной травой по пояс высотой. Их никто уже не возделывал, только небольшие участки, которые можно было осилить своими малыми силами.

Степанида сама работала на ферме, и каждое утро она проходила мимо покосившихся сенохранилищ. Забытые людьми деревянные строения быстро покосились и зияли дырами в крышах. Каждый раз у Степаниды сжималось сердце от горечи. Она, как и многие, старалась игнорировать тот факт, что село скоро исчезнет. Молодые уезжали, иногда потом возвращаясь и забирая своих стариков.

Ваня тоже уехал да так и сгинул в городе. Матери ни полслова не писал, не звонил, хотя на почту Степанида ходила ежедневно в тщетном ожидании весточки от единственного сына.

Подруга её единственная, Маргарита, Степаниду жалела. Но и осуждала тоже, главным образом за воспитание сына. Ладно муж - многие в селе так жили, но сына Степанида залюбила без меры! Никогда никакой критики слушать не хотела, вот и вырос неблагодарный. Степанида-то старательно игнорировала, а сынок на деле вырос крайне неблагодарный. Да и помышлял всякими нехорошими делами в селе их, так что когда он в город уехал, многие вздохнули спокойно. Но Маргарита давно поняла, что подруге что-либо говорить совершенно бесполезно. Не слушает она никого, считает, что правильно всё сделала.

***
А время шло. Тонкими пальцами сушило единственное озеро рядом с их селом, почти незаметно разрушало дома и постройки, которые покинули люди. И едва заметно белило тёмные некогда волосы Степаниды. У неё начали болеть ноги, садилось зрение, да и общее самочувствие уже было неважным. А внутри вспухало и росло болезненное чувство одиночества и ненужности.

Но жила Степанида тем, что Ванечка приедет за ней. Он ведь перед отъездом ей это пообещал!

Маргарита в это не верила. Со временем она переехала к Степаниде жить - помогала ей по двору и дому, да и так было не одиноко. Собственные дети много раз пытались забрать её, но Маргарита категорически отказывалась. Родное село да Степаниду бросить она никак не могла.

Их мир сузился до почты, которая располагалась в старом здании, где когда-то устраивали праздники, да до пары соседей. Люди, словно боясь одиночества, постарались жить как можно ближе друг к другу, самовольно переехав в брошенные соседями дома. Общими усилиями ухаживали за большим огородом да единственной коровой, которая весьма вольно чувствовала себя.

Степанида же, не в силах бороться с тоской, которая разливалась горьким ядом по её внутренностям, всё больше погружалась в свои мечты. Часто, сидя на лавочке у дома, она смотрела вдаль подслеповатыми глазами. Мечтала она неистово, захлёбываясь грёзами. Уверена она была, что Иван хорошо в городе устроился и вот-вот приедет за ней на огромной красивой машине. Машину он давно ведь хотел купить, особенно после того, как у председателя увидел. Машина вообще была его главной мечтой. Степанида видела, как её сыну хочется это чудо техники, но в селе уже тогда начало ухудшаться с работой. А машина стоила баснословно дорого! Степанида даже и части таких денег никогда не держала в руках.
Тогда Иван в первый раз орал на неё, обвинял в том, что мать не может постараться и заработать ему на машину. Хотя и могла бы постараться ради него!

Он тогда ушёл в ночь, хлопнув дверью, а женщина впервые пила лекарство от сердца. Не ожидала она, что Иван так разозлится. Разве ж не видит он, что они живут не так уж и хорошо? Но такие мысли она себе не позволила и начала чувствовать вину перед сыном за то, что обеспечить его не может.

Но вот сделать ничего не успела - Ваня покидал вещи в сумку да уехал одним днём, попрощавшись с матерью сквозь зубы.

Получила она одну-единственную телеграмму за всё то время, что его не было. Ваня писал, что устроился на работу в городе, и пусть мать ждёт, когда он приедет.

Степанида и ждала, захлёбываясь своими мечтами.

***
Это был один из тех вечеров, когда совершенно невозможно понять какое точно время года стоит - осень или весна. Небо было ясным и чистым, и было даже удивительно тепло, не взирая на прохладный ветерок, который так и норовил забраться под одежду и неприятно ущипнуть за кожу.

Маргарита ушла на почту, да и соседей не было видно. А Степанида, грудную клетку которой с самого утра сжимал обруч тупой ноющей боли, осталась сидеть на привычной лавочке. Она снова начала нырять в свои мечты, растворясь в них и незаметно задремав.

Она ничего не услышала. Просто в какой-то момент её окликнул знакомый и родной голос:
- Мама!
Степанида вздрогнула, мигом поднимаясь всем телом и широко распахнутыми глазами смотря за калитку. Там стоял Ванечка. Он совершенно не изменился, как был семнадцатилетним безусым мальчишкой, так им и остался. И стоял он рядом с красной, блестящей машиной! Лучи закатного солнца скользили по её бокам, и Степанида расплакалась от радости и облегчения, медленно поднимаясь на болящие ноги.
- Ванечка! Родной, ты приехал!
- Конечно, мама, как же я могу тебя здесь оставить?
- И машину купил, такая красивая!
- Да, купил. Давай мам, садись. Прокачу тебя с ветерком!

Сын улыбался так добро и так задорно, что у Степаниды словно камень с души упал. Он открыл ей дверь, и она с удовольствием уселась на переднее сиденье. Внутри машины волшебно пахло свежей кожей, пластиком и почему-то деревом. Степанида откинулась на сиденье, и сын сел за руль, заводя автомобиль. Они почему-то молчали, но улыбались друг друга. Автомобиль тронулся мягко, и у Степаниды сложилось ощущение, что она оказалась в большой лодке, которая несёт её по волнам любимого озера.

Когда-то в молодости Фёдор пару раз катал её на лодке.

Лучи закатного солнца заливали всё вокруг и как будто становились всё ярче...

***
У Маргариты всё на душе было неспокойно. Не хотела она на почту идти и оставлять Степаниду одну, но всё-таки пошла.

Подходила она к дому уже в сумерках и увидела белый платок подруги, который выделялся ярким пятном.

Сердце внутри замерло, а потом ухнуло вниз, когда Маргарита зашла в калитку. Степанида уже не дышала, но на лице её застыла широкая, добрая улыбка. Маргарита уже и забыла, когда подруга последний раз так улыбалась. Тяжело вздохнув, Рита оглянулась.

Где-то вдалеке, в поле, мелькнуло что-то красное, и женщина прошептала себе под нос, словно боялась, что её кто-то услышит:

- Дождалась...

#рассказ #проза #мистика

КОНЕЦ / КАРТА КАНАЛА

Яндекс.Картинки
Яндекс.Картинки