«Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.» (Деян. 10: 34).
Суд Божий отличается от суда человеческого. В человеческом суде много предвзятости, субъективности. На человека влияют многие факторы: может влиять внешность ближнего, о котором он судит, нравится ли ему он или нет; может влиять положение в обществе этого человека; не говоря уже о личных отношениях между людьми, то есть если отношения плохие, люди часто и судят о человеке плохо; и другие факторы могут влиять. И потом, люди видят только «верхушку айсберга», только внешнее в других людях, не зная их мыслей, чувств, намерений, их жизненных обстоятельств, их прошлого, будущего, их возможностей и т.д. И поэтому человек часто может ошибаться в своём суде. Как, например, иудеи ошибались насчёт фарисеев, считая их праведными, слушаясь их. Господь говорит фарисеям: «вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом.» (Лк. 16: 15). Ошиблись иудеи и в отношении Господа Иисуса Христа, когда кричали Пилату: «распни, распни Его!» (Лк. 23: 21). «Доколе судите неправду, и лица грешников приемлете? Судите сиру и убогу, смирена и нища оправдайте. Измите нища и убога, из руки грешничи избавите eго. Не познаша, ниже уразумеша, во тьме ходят: да подвижатся вся основания земли.» (Псалом 81: 2-5). Поэтому на земле много несправедливости. «Яко хвалимь eсть грешный в похотех души своея, и обидяй благословимь eсть.» (Псалом 9: 23). То есть, люди многого не видят, могут пребывать во тьме, и о себе даже судить могут неправильно. «Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?» (Лк. 11: 35).
А Суд Божий – нелицеприятен и справедлив. Господь судит человека не по его внешности и положению в обществе, а по его делам, словам, мыслям, чувствам, насколько они соответствуют Евангельским заповедям. «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день. Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец.» (Ин. 12: 48-50). Богу всё видно, не только внешнее, но и внутреннее, а также всё известно о человеке, все его жизненные обстоятельства, его прошлое, будущее, его возможности и т.д. «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет.» (Евр. 4: 12-13). «С Небесе призре Господь, виде вся сыны человеческия. От готоваго жилища Своего призре на вся живущыя на земли. Создавый на едине сердца их, разумеваяй на вся дела их.» (Псалом 32: 13-15). Вот пример праведного Суда Божия, притча о двух лептах бедной вдовы. «И сел Иисус против сокровищницы, и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание своё.» (Мк. 12: 41-44). По человеческому суду эта бедная вдова положила, быть может, меньше других, но Господь знал её обстоятельства, знал её сердце, что она от всей души положила всё своё пропитание. Бог – есть любовь, Он желает всем людям спасения. Дела человека добрые или злые осуждают его или оправдывают. «Пра́ведницы возра́дуются, а гре́шнии воспла́чутся, тогда́ никто́же возмо́жет помощи́ нам, но дела́ на́ша осу́дят нас; те́мже пре́жде конца́ пока́йся от злых дел твои́х.» Из покаянного Канона к Господу Иисусу Христу.
А поэтому людям не следует никого судить, осуждать, а смотреть в себя, потому что «каждый от своих дел или прославится, или постыдится»; «яко Ты воздаси комуждо по делом eго.» (Псалом 61: 12). «Егда престоли на суд поставятся, Господи, и судилищу Твоему предстанут человецы: не предпочтется царь воина, не преимуществит владыка раба: кийждо бо от своих дел или прославится, или постыдится.» Тропарь, глас 6, по 10-й кафисме Псалтири. Не осуждать никого – это самый лёгкий способ не быть осуждённым на Суде Божием. «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.» (Мф. 7: 1-2). И потом, каждый человек может покаяться, измениться, и Господь это знает. «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силён Бог восставить его.» (Рим. 14: 4). На Страшном Суде мы можем очень удивиться, увидя тех, о ком мы думали хорошо, среди грешников; и наоборот, можем удивиться, увидя тех, о ком мы думали плохо, среди праведников.
«Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.» (Ин. 5: 28-30).