КЕМ БЫЛ СВЯТИТЕЛЬ ДИМИТРИЙ И ПОЧЕМУ ОН ТАК ЗНАМЕНИТ
Под самое Рождество 1651 года в семье именитого сотника из Малороссии Саввы Григорьевича Туптало, отважного казака и сподвижника самого Богдана Хмельницкого, произошло радостное событие. У него и у его жены Марии, наконец то, родился наследник! Счастью их не было предела! От всей души благодарили они Господа и, следуя доброй традиции, нарекли младенца в крещении Даниилом - в честь праздновавшейся в тот день памяти святого Даниила Столпника, знаменитого аскета, жившего в V веке.
Семья проживала недалеко от Киева и потому, когда мальчику исполнилось 11 лет, его отдали на обучение в Киевскую Братскую коллегию – одно из лучших богословских учебных заведений того времени, устроенное по западноевропейскому образцу. Отрок сразу же проявил здесь незаурядные способности. Особенно дивился его таланту преподаватель риторики – известный проповедник и богослов того периода Иоанникий Галятовский. Под его руководством будущий подвижник в совершенстве овладел приемами построения речи и способами убеждений оппонента, впоследствии так восхищавшими его слушателей. Однако завершить обучение Даниилу не удалось, потому что во время очередного перехода Киева под власть польских шляхтичей, деятельность православного училища была прекращена.
Даниил вернулся в родительский дом. Однако он уже не мог жить прежней жизнью. Его тянуло к книгам, священным знаниям, а главное, к уединению в тихом месте, удаленном от вечно шумной и суетливой городской жизни. Поэтому, прожив среди житейских забот около двух лет, он, испросив благословения родителей, поселился в киевском Кирилловском монастыре, где вскоре принял постриг, получив имя Димитрия. Это имя было дано ему в честь великого христианского воина Димитрия Солунского.
Монастырская братия не могла не оценить ораторское искусство молодого насельника. Его проповеди приходили послушать не только киевляне, но и жители соседних с Киевом селений. Пришло время, и о нем узнала вся Малороссия и даже соседняя Литва, где тогда проживало немало православного люда. Обители, одна за одной, стали приглашать Димитрия к себе, чтобы привлечь в свои стены его вдохновенными проповедями побольше прихожан.
Узнал о нем и архимандрит Лазарь (Баранович), местоблюститель Киевской митрополии. Именно он, оценив способности молодого иеромонаха, пригласил его на жительство в Киево-Печерскую лавру и поручил ему написание знаменитых Четьи-Миней (или «Житий святых», как мы сегодня их называем), которые стали главным трудом всей последующей жизни святителя. Правда, бывали периоды, когда ему приходилось на длительный срок останавливать работу, потому что люди хотели почаще видеть любимого проповедника, да и церковное начальство, зная о его усердии и благочестии, без конца переводило его из одного монастыря в другой, чтобы под его руководством обители приобрели благоустроенность. Святителю пришлось побывать игуменом нескольких монастырей: Преображенского, Петропавловского, Свято-Успенского, Кирилловского.
Дважды становился он настоятелем Свято-Никольского Крупицкого монастыря. Этот монастырь получил название Крупицкий потому, что в XIII веке, во время осады войсками Батыя, прятавшиеся в его стенах жители, страдая от голода, горячо молили Господа о спасении. В ответ на их молитвы с неба падала похожая на манну крупа, благодаря которой осажденные смогли пережить тяжелое время. Часть той крупы хранилась в серебряных сосудах обители вплоть до пришествия к власти гетмана Ивана Мазепы.
Пришлось побывать святителю и игуменом Спасской Новгород-Северской обители, той самой, которую в 1033 г. основал Мстислав Тмутараканский, и откуда уходил в свой неудачный поход князь Игорь Святославович, бессмертный герой «Слова о полку Игореве».
Шло время. О малороссийском златоусте узнал государь Петр Алексеевич. Он вызвал Димитрия в Москву, желая отправить его потрудиться на ниве просвещения в далекие Сибирскую и Тобольскую епархии. Святитель расстроился. После относительно мягкого климата южных малороссийских земель, жизнь в суровых сибирских условиях не сулила ничего хорошего для его отнюдь не самого крепкого здоровья. Да и что будет с трудом его жизни? С «Житиями святых»? Ведь миссионерская деятельность наверняка займет все его время.
А получилось все совсем не так. Приехав в Москву и собираясь в длительное путешествие, подвижник на некоторое время задержался в городе. И надо же было такому случиться, что именно в те дни преставился глава Ростовской епархии, в связи с чем срочно потребовался достойный человек на его место. Церковное начальство не увидело кандидата более достойного, чем отец Димитрий, возведенный уже к тому времени в сан архимандрита. Вот и пришлось святителю, по Промыслу Божиему, вместо Сибири ехать в древний Ростов.
Первым местом, которое посетил владыка в новой епархии, стал Спасо-Яковлевский монастырь. Войдя в Зачатьевский собор, он пророчески произнес: «Се покой мой!», предвидя, что именно этот храм станет местом его упокоения.
Много трудов положил святитель ради процветания вверенных ему приходов. Каждый день объезжал он монастыри и храмы, выступая с проповедями и узнавая о нуждах прихожан. С болью в сердце смотрел он на встречающихся ему нерадивых священников, порой путающихся в церковных понятиях. Чтобы немедленно исправить подобное безобразие, он написал «Поучения к иереям», ставшими, своего рода, инструкциями для малограмотных клириков, и разослал их по всем приходам. Но этого было мало. Нужно было срочно организовать семинарию, где можно было бы правильно обучать и воспитывать будущих церковнослужителей. Такое учебное заведение и организовал святитель при архиерейском доме.
Школа эта была уникальна. В ней обучалось около 200 детей священников, беднейшим из которых владыка велел ежедневно выплачивать «деньгу» за прилежание и усердие. Здесь, наряду с самим владыкой, преподавали самые образованные учителя и богословы. Святитель лично писал сценарии для школьных театральных постановок. Самой знаменитой из них была «Драма на Рождество Христово», или «Рождественская драма», которую до сих пор актеры московского Камерного театра представляют на сценических подмостках разных стран.
В Ростове была закончена работа над «Житиями святых». Через несколько лет после кончины владыки в его дневниках нашли записи о являвшихся ему святых. Они приходили к нему в видениях и поправляли, если святитель нечаянно искажал истинную историю их жизни и не полностью рассказывал о претерпеваемых ими мучениях.
За несколько дней до кончины архимандрит Димитрий, извещенный о том, что в Ростов едет на поклонение Толгской иконе Богородицы царица Параскева Феодоровна, подозвал к себе своего казначея и произнес: «Се грядут в Ростов две царицы. Царица Небесная и царица земная. Токмо я уже видеть их не сподоблюся, а надлежит к принятию оных быть готовым тебе, казначею». Так, по его словам, все и вышло.
Погребли его, как он и предвидел, в Зачатьевском соборе ростовского Спасо-Яковлевского монастыря. А примерно через полвека после этого здесь произошло удивительное событие, навсегда прославившее святителя как великого Божьего угодника, через которого Создатель изливает на верующих многочисленные чудеса.
ЧУДЕСНОЕ ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ
В сентябре 1752 года в Зачатьевском соборе произошло несчастье. В один из пасмурных осенних дней обрушилась часть деревянного пола в одном из притворов. Прогнившие доски провалились в подвал, а на остальном покрытии появились опасные вздутия. Богослужения в соборе пришлось прекратить. Вызвали плотников строгать новый настил, однако, прежде необходимо было убрать старые доски.
Когда рабочие спустились в подвальное помещение, чтобы извлечь оттуда провалившуюся часть покрытия, они обнаружили там забытую гробницу, на которой значилось, что погребен в ней Ростовский архимандрит Димитрий. Удивительным было то, что мощи святителя оказались совершенно нетронуты тлением. Нетленны были и его одежды, хотя покоящиеся здесь же страницы рукописей подвижника от времени и сырости давно рассыпались в прах. Саркофаг извлекли на поверхность и, до окончания ремонта, опечатанным перенесли в соседний действующий храм.
И тут начались чудеса. Как только к саркофагу с мощами святителя подходили прихожане, страдающие от какой-либо хвори, болезнь либо совсем их покидала, либо становилась значительно легче. Расслабленные вновь начинали владеть своим телом, хромые могли ходить, а незрячие прозревали. Особенно же многочисленны были исцеления головной боли и грудных болезней.
Вскоре стало известно, что, если подвести к телу владыки человека, одержимого нечистыми духами, демоны мгновенно его оставляли.
Обо всем случившемся настоятель обители доложил правящему архиерею, которым в то время был Арсений Мациевич – незаурядная историческая личность, будущий священномученик, один из ярых противников церковных реформ Петра I и Екатерины II. Именно владыка Арсений, получив уведомление настоятеля, организовал комиссию из священнослужителей и отправил их в ростовский монастырь для освидетельствования обретенных мощей. Комиссия подтвердила все факты. Ею были опрошены десятки людей, которые под присягой в присутствии свидетелей давали показания о произошедших с ними чудесах у гробницы архимандрита Димитрия.
Слух о новообретенных святых мощах дошел и до государыни Елисаветы Петровны. И она не мало поспособствовало скорейшему постановлению Святейшего Синода о канонизации праведника. Через пять лет после обретения мощей, 22 апреля 1757 года, убедившись в их нетленности и многочисленности подаваемым от них исцелений, владыка Димитрий был прославлен в лике святителей. Рака с его мощами была возвращена в Зачатьевский собор Спасо-Яковлевского монастыря, где она и находится по сей день, изливая дивные чудеса на притекающих к ней паломников.
ТРИ УДИВИТЕЛЬНЫХ НАСТАВЛЕНИЯ АРХИМАНДРИТА ДИМИТРИЯ ЕГО УЧЕНИКАМ
НАСТАВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ. ПРО ОСОБЫЙ ПОКРОВ БОГОРОДИЦЫ.
В начале подвижнического пути святителю приходилось бывать во многих православных обителях, куда его приглашали с проповедями, а также для составления душеполезных сочинений. В одной из них, в черниговском Ильинском монастыре, пребывала чудотворная икона Божией Матери, обильно подающая богомольцам благодатную помощь. Настоятель монастыря попросил иеромонаха Димитрия написать про нее книгу, и будущий святой с интересом принялся изучать архивные документы.
Много старинных рукописей пришлось пересмотреть тогда подвижнику. В одной из них, принадлежащей перу бенедиктинского монаха Петра Дамиани, жившего в XI веке, была рассказана удивительная история некоего клирика Нивирнинской церкви, удостоившегося особой помощи Пресвятой Богородицы за Ее особое им почитание.
Этот клирик служил церковным певчим. Помимо обычных ежедневных молитв он, пламенея любовью ко Пресвятой Богородице, завел себе дополнительное благочестивое правило: каждый час, с ударом башенных часов, славить Пречистую Деву Ангельским приветствием: «Богородице Дево радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою…» Даже, если ему приходилось лечь спать, и он пропускал несколько часов, то проснувшись, клирик читал эту молитву столько раз, сколько часов он проспал.
Когда же случилась беда, и клирика приковала к одру тяжелая болезнь, Небесная Владычица, не оставила Своего верного служителя. За то, что он ежечасно возносил Ей хвалу, Она явилась к нему в трудный момент жизни и исцелила, влив в уста певчего, всегда славящие Усердную Заступницу, несколько капель молока из Своей груди.
Святитель Димитрий описал эту историю в книге «Руно Орошенное», прибавив, что и сам будет стремиться выполнять это правило, хоть это и непросто будет ему делать из-за лености. Достигнув же зрелого возраста и умудрившись приобретенными за долгие годы познаниями, подвижник к концу жизни не только сам ежедневно исполнял его, но и требовал его выполнения от своих слуг и домашних, говоря, что сила этого правила необычайна, и что особый Покров разворачивает Божия Матерь над усердно славящими Ее.
НАСТАВЛЕНИЕ ВТОРОЕ. ПРО ДАРЫ ОТ НЕЧЕСТИВЫХ.
Эту историю святитель узнал в годы игуменского служения от одного схимонаха-затворника. Человек тот усердно подвизался в обители, и слух о нем распространился по окрестностям.
Как-то раз пришел в эту обитель незнакомый торговец. Сразу было видно, что денег он не считает. Однако в лице его было много тревоги, а стало быть, не очень-то много счастья принесли они ему. Вот и пришел этот богатый человек в святое место замаливать совершенные им грехи.
Заказал он молебен, отстоял службу и пожертвовал обители щедрую милостыню, одарив каждого из братии серебряным рублем. А потом стал настаивать, чтобы к затворнику его отвели: дескать, спать не может, слезы проливает в горькой доле своей, - нужен ему совет праведного человека. Ну, и отвели его монахи к схимнику.
Затворник, как взглянул в глаза его: темные, с дьявольским огоньком внутри, - сразу понял, что за человек перед ним. Но торговец горько каялся, плакал, бил себя в грудь, что хочет жизнь свою изменить и сделаться добрым человеком. Потому принял его подвижник. А уходя, попросил незнакомец принять от него золотой на нужды обители и богоугодные дела. Скрепя сердце принял от него старец эти деньги: видел прозорливым сердцем, что не искренне каялся тот человек, что сидит в его сердце лукавый хозяин и не собирается с ним расставаться.
А ночью привиделся ему странный сон: будто спустился с небес грозный Ангел и выгнал всех монахов из келий на соседнее поле. А на поле том не пшеница золотая, и не рожь колосистая, - торчат из земли длинные острые стебли, не имеющие плодов. Повелел Ангел братии быстрее за работу приниматься – жать те острые терние, неизвестно как здесь проросшие. Монахи искололись все, измучились, кровь из ран на их теле струится.
Тут приблизился Ангел к схимнику. Подает ему серп тяжелый да острый и велит жать самый заросший и опасный участок поля. И сама земля то там словно живая: вздыхает будто и зловонными пузырями вздувается. Испугался старец, отнекивается, говорит Ангелу, что не пойдет на то место поле жать, а Ангел ему в ответ: «А зачем золотой от того человека принял? Теперь вместе с ним и грехи его на себе понесешь!»
Эту историю, записанную святителем, многие священнослужители приводят в своих проповедях и сегодня. Совсем недавно, о. Сергий, священник церкви Владимирской иконы Божией Матери, рассказывал в своей проповеди о том, что никогда нельзя присваивать себе без спроса что-либо чужое, пусть это будет даже скрепка с рабочего места. Потому что с этой вещью: скрепкой, ручкой, линейкой или еще чем-нибудь заберешь себе и грехи того человека, чей собственностью они являются. В данном случае работодателя. В духовном плане это не то же самое, что получать заработную плату за свой честно отработанный труд. А тем более, если знаешь, что хозяин этой вещи человек, обремененный многими греховными деяниями.
НАСТАВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ. ПРО ПЯТОЧИСЛЕННЫЕ МОЛИТВЫ.
Эти молитвы Пресвятой Богородице святитель составил также после того, как узнал от некоего святого старца о явленном ему откровении.
Старец этот однажды, стоя на молитве и пребывая в глубоко духовном состоянии, сподобился услышать разговор Спасителя и Его Пречистой Матери.
Иисус спросил Пресвятую Деву, сколько величайших скорбей, из тех, что существуют в мире, Она за Него претерпела. На что Небесная Владычица ответила:
«Сын Мой! Величайших пять скорбей претерпела Я за Тебя: первую – в тот час, когда услышала от Симеона Богоприимца, что суждено Тебе погибнуть; вторую – когда Ты отстал он нас в Иерусалиме, и мы (Богородица и Иосиф-обручник) с тревогою искали Тебя; третью – когда узнала Я, что Ты арестован, и связанный томишься во дворе синедриона; четвертую – когда увидела Тебя распятым на Кресте между двух разбойников; пятую – когда смотрела, как полагают Тебя в гробницу».
Господь сказал тогда Своей Матери: «Обещаю Тебе: если кто из людей каждую скорбь Твою ежедневно в молитве помянет и произнесет ее вместе с молитвою «Отче наш» и Архангельским приветствием, то Я тому человеку:
за первую скорбь – дам познание грехов его и раскаяние в них;
за вторую скорбь – прощу грехи;
за третью скорбь – возвращу добродетели, из-за грехов погибшие;
за четвертую скорбь – не дам умереть без причастия Христовых Таин;
за пятую скорбь – явлюсь в час кончины и приму его душу в жизнь вечную».
Святитель был сильно впечатлен этим рассказом и составил особое молитвенное правило, в котором были воспеты страдания Богородицы. Это, так называемые, Пяточисленные Молитвы. Их полностью можно найти на «Азбуке Веры» и других православных сайтах.
Современные священнослужители далеко не всегда благословляют читать эти молитвы, поскольку считают, что человеку и без того не всегда удается полностью прочитать ежедневное молитвенное правило, и дополнительное подвижничество здесь ни к чему. Святитель Димитрий тоже не требовал его выполнения от своих учеников и паствы. Но из его жития известно, что он всегда просил своих духовных чад читать эти молитвы во время тяжелой болезни (своей или близких), а также в трудных жизненных ситуациях, нисколько не сомневаясь в силе Божьего Обещания.
О ЧЕМ ПРОСЯТ СВЯТИТЕЛЯ ДИМИТРИЯ РОСТОВСКОГО
Святителя считают покровителем учащихся. Школьников и студентов. Просят о вразумлении и просвещении ума, о хороших отметках на экзаменах.
Его чтут как вдохновенного проповедника и просят помочь в овладении ораторским искусством.
Просят Божьего угодника и об исцелении. Особенно много случаев его помощи страдающим головными болями, плохим зрением и бронхолегочными заболеваниями. А также больными суставами.
С момента обретения мощей святого существует немало свидетельств об исцелении людей, одержимых нечистыми духами.
#религия #православие #эзотерика #магия #семья