К концу XV века Москва становится во главе могучей державы. Начинается расцвет во всех областях, в том числе и в культуре. На строительство Москвы собираются лучшие русские мастера в сотрудничестве с итальянскими архитекторами и инженерами.
В строительстве происходит заметный прогресс: совершенствуются подъёмные механизмы для сооружения высоких зданий, совместно с белым камнем начинают использовать красный кирпич и железные связки.
Большое внимание в XV веке было уделено Московскому Кремлю, который должен был играть не только военно - оборонительную роль, но и стать монументальным обрамлением княжеской резиденции. Началась перестройка и реставрация уже обветшавших к тому времени построек Кремля. Вначале здания строились на местах построек XIV века в подобном старому стиле, но в более грандиозном масштабе.
Успенский собор, возведенный в 1326 году, первым подвергся перестройке. Аристотель Фьораванти, итальянский мастер специально прибывший в Москву для реконструкции храма в 1475-1479 годах. Предварительно изучив русские постройки, итальянец сохранил самобытность храма, но в целом придал ему совершенно новый облик. Храм стал выше, светлее и просторнее.
Зодчий Алевиз Фрязин Новый в 1505 - 1509 гг. создал Архангельский собор. Внешне храм немного походил на архитектуру эпохи Ренессанса. Его строительство стало крупным событием в художественной жизни Москвы.
В 1484-1489 годах псковские мастера построили Благовещенский собор. По своей архитектуре он был крепко связан с русской стариной.
Грановитая палата (1487-1497) возведена так же итальянскими зодчими Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Мастера работали в московских традициях. Палата была отделана граненым камнем. В роскошной обстановке палаты проходили торжественный приёмы, трапезы и самые важные совещания.
Колокольню "Иван Великий" (1505) - возвёл архитектор Бон Фрязин. Верхняя часть колокольни надстроена в 1600 году.
Новые стены и башни Кремля были построены в 1485-1495 годах. Пояс стен имел протяженность в 2 километра, с 18 башнями по периметру. Высота стен варьировалась от 10 до 17 метров. С востока стены окружали рвы, ворота были снабжены подвесными мостами. с юга подступь к крепости защищала Москва река. Такой обновленный Кремль превосходил по своему масштабу большинство крепостей Западной Европы.
Вскоре, в 1534-1538 гг. с восточной стороны к Кремлю присоединилась стена Китай-города. Она прикрывала торговый район: Великий посад. Стены Китай-города были небольшими, но вместе с Кремлем сливались в едины архитектурный ансамбль.
Великим постройкам Московского Кремля многие стремились подражать. По его подобию были построены крепости в Нижнем Новгороде, Коломне и Туле. Эти строения так же стали произведениями русского градостроительного искусства.
Среди монастырских зданий выдающимися памятниками того времени являются Кирилло-Белозерский в Белозерске, Троице-Сергиев в Сергиевом Посаде, Борисоглебский под Ростовом.
В первой половине XVI века получают распространение маленькие храмы. Как, например, церковь Трифона в Напрудном, Николы в Мясниках в Москве. Это очень камерные "интимные" довольно скромные постройки.
Самый выдающийся памятник каменной шатровой архитектуры - церковь Вознесения в селе Коломенское под Москвой (1532), которая была построен Василием III. Внутри отсутствовали росписи. А сам храм показывал всё могущество русской культуры того времени.
В память венчания Ивана Грозного на царство была возведена церковь в селе Дьякове под Москвой (1547). Она имеет очень сложную композицию и непростую конструкцию с преобладанием прямых линий, на которую повлияла деревянная архитектура.
Покровский собор на рву (храм Василия Блаженного) - образец для зодчих последующих полутора веков, был создан под стенами Кремля в память о взятии Казани в XVI веке по заказу Ивану Грозного в 1555-1560 гг. . Строили собор русские зодчие: Барма и Посник Яковлев. Это храм: "союз" храмов -"столпов" вокруг центральной башни. по диагоналям расположены 8 меньших часовен. Они увенчаны главами и связаны между собой платформой подклети. Для создания композиции каждой из часовен зодчие вдохновлялись красотой памятников XVI столетия: Коломенским и Дьяковским храмом. Храм был построен из красного и белого кирпича. Роспись создавалась позже, в XVII-XVIII вв.
Фёдор Конь - зодчий, построивший стены Белого города в Москве (1585-1593) и сооружение кремля в Смоленске (1595-1602). В осуществлении этих построек сыграла роль правительственная строительная организация "Приказ каменных дел" (1583). Она объединила всех строителей, от крупных до небольших, и помогла появиться на свет нескольким масштабным постройкам.
Во второй половине XVI века происходит угасание в строительстве шатровой архитектуры. В целом, непростое положение в политике и экономике Руси приостановило монументальные застройки, которые возобновились лишь к концу XVI столетия.
О дальнейших этапах развития русской архитектуры я расскажу в следующих статьях. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить их!
#история искусства #история россии #искусство #архитектура москвы #храм