Старым морским волкам это известно, а вот для людей подальше от флота может быть интересным. К тому же, давно не писал о романтике машинных отделений :). Поднимать и перемещать тяжести, неподъёмные не только для одного человека, но и нескольких, приходится нередко.
Для этого существуют замечательные устройства, называемые цепными талями. Тали эти могут быть ручными и с электроприводом. Но мы остановимся на приводимых в действие мускульной силой механиков. Они могут быть переносными, вот как эти:
Устройство небольшое и легко переносится одним человеком, а поднимать может и полтонны, и тонну. Принцип основан всё на том же редукторе и золотом правиле: проигрывая в расстоянии, выигрываем в силе. Приходится долго перебирать приводную тонкую цепь, зато и груз поднимается хотя и очень медленно, но непосильный, если подступиться к нему с голыми руками. Вот старый плакат по технике безопасности, здесь отлично видно, как всё это происходит:
Только одна тонкость есть - с помощью этих талей можно перемещать грузы и в горизонтальном направлении, но об этом ниже. А кроме переносных есть и стационарные, точнее, они могут перемещаться, но только в ограниченном пространстве, обычно они катаются по металлической балке, расположенной, скажем над дизелем, вот стрелкой указана:
А в овале, похоже, тоже таль, только с каким-то мягким тросом вместо цепи. Я таких лично не встречал.
Переносная таль должна за что-то цепляться своим верхним крюком. Использовать для этого разные трубопроводы, которых в машине масса - дурная идея. Если нет специально приваренных в местах предполагаемых работ проушин, вот они обозначены стрелками:
То аналогичные могут привариваться временно, вот тоже показаны стрелками:
И как раз на этом снимке можно пояснить принцип горизонтального перемещения, чем эти рабочие и заняты. Тали закрепляются так, чтобы цепь с грузовым гаком (крюком) была направлена не вертикально, а с некоторым наклоном, желательно в плоскости перемещения. Потом груз поднимается максимально высоко, на сколько позволит натяжение цепи.
Далее цепь тали В потравливается, а цепь тали Б выбирается. Груз перемещается на расстояние А.
После этого устанавливают ещё тали, которые примут вес груза на себя, а эти будут перенесены по направлению движения. Конечно, если есть возможность, можно ещё одной талью подтаскивать его в нужном направлении, опустив на уложенные на настил катки. Но вот коленвал таким образом не переместишь, да и вес может быть такой, что настил не выдержит. Дело нудное, но кому же легко на флоте? Так же груз и разворачивается. Особая песня, когда его надо переть вверх по наклонному трапу.
И тут вспоминается мой буксир "Ахтиар", вот так он выглядел, хотя это и не он:
Это дизель-электроход, то-есть в машинном отделении установлены два мощных дизель-генератора, а гребной вал приводится во вращение электродвигателем размером с миксер бетоновоза, только покороче и потолще. Генераторы сильно греются, особенно в тропиках и для их охлаждения установлены два радиатора, внутри которых прокачивается забортная вода, а сквозь них вентиляторы гонят поток воздуха, направленный на генераторы. Так приятно было в одуряющей жаре машинного отделения постоять немного в струе этого более прохладного воздуха...
Но периодически водяные полости этих радиаторов следует очищать от солевых отложений, а для этого во время ремонта их вытаскивают в береговой цех. А вот весил каждый из них минимум полтонны, а вполне возможно и больше. Заявляется бригада такелажников, увешанных цепными талями. Радиатор отсоединяется от трубопроводов и креплений. Один надо было протащить порядка трёх метров, а другой - шести до двери, ведущей в помещение гребного электродвигателя. Размер их по высоте был лишь немного меньше человеческого роста, так что протащить сквозь дверь было очень непростой задачей.
После этого развернуть под прямым углом, пропихнуть в дверь, снова повернуть под прямым углом, протащить метра четыре к основанию наклонного трапа, состоявшего из двух пролётов и вытащить сквозь две двери и тамбур на палубу. Ну, а далее за дело брался портальный кран. Я даже представить себе такого не мог, пока не увидел своими глазами.
На другом моём буксире, под названием "Вал", возникла необходимость вытащить наверх дизель 6Ч 12/14 от дизель-генератора, который подлежал замене. Вот такой, а весит он в сухом виде 1,2 тонны
По идее надо было бы предварительно отсоединить и поднять закрытие машинного отделения со световыми люками, зелёная стрелка, перед этим протащив дизель сквозь дверь между машинным и дизель-генераторным отделениями. Но дело это очень геморройное, поэтому решили выволочь его через дверь в дизель-генераторное отделение, ведущую с палубы, помечена красной стрелкой:
Загнали на причал автокран, схематически всё это выглядело так:
На трап настелили доски, один человек стоял внизу и контролировал перемещение груза, конечно, стоя сбоку, чтобы не дай бог... Другой стоял снаружи у двери и дублировал вопли снизу для крановщика. Конечно, в момент протаскивания сквозь дверь понадобились и ручные тали. Никого не покалечило, ничего не сломали и новый дизель загрузили точно так же. Ну, а перемещали его по машине и устанавливали на фундамент уже описанным способом, талями.
Не могу удержаться, чтобы не вспомнить, как выгружаются дизели с ракетных катеров, да и других кораблей, имеющих такие двигатели. В палубе и крыше надстройки над машинными отделениями имеются съёмные листы. Но его не установишь от борта до борта, нарушится жёсткость корпуса. А двигатели могут быть расположены у бортов. Тогда применяется такое устройство: к дизелю крепится специальная траверса, а к её точке, находящейся точно над центром тяжести двигателя, С-образная скоба. Так это выглядит на фото, где видна лишь нижняя часть скобы:
А это я не поленился изобразить схематически:
Скоба ещё может вращаться вокруг своей оси. Двигатель удерживается растяжками, чтобы проходил точно в образовавшуюся шахту.
Ну вот вкратце то, о чём хотел рассказать, надеюсь, никто не уснул у монитора:)
Ещё на сходные темы:
Радист моет руки после гальюна, а механик - перед его посещением 1,01 млн. показов в ленте
................................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь