Удивительная история о временах настоящего величия Великобритании и о широте еë имперского размаха. Когда в 1884 году британцам понадобилось перетащить через пороги Нила лодки с припасами и снаряжением военной экспедиции для деблокады осажденного махдистами города Хартум в Судане, то вспомнили о самых лучших специалистах империи по сплаву по бурным рекам и опасным порогам, т.е. о канадских вояджерах и индейцах каннаваго с берегов реки Св.Лаврентия.
Дело в том, что ответственным за командование и планирование Нильской экспедиции был назначен генерал-майор Гарнет Джозеф Уолсли, который уже использовал навыки вояджеров по доставке военных грузов во время подавления восстания метисов Луи Риеля в канадской провинции Манитоба в 1870 году. В конце 19 века мир уже был опутан сетью телеграфных проводов и запрос на вербовку канадских сплавщиков был доставлен почти мгновенно.
Уосли просил, чтобы в Египет были отправлены не только франко и англо-канадцы, но и определенное число индейцев каннаваго (канадская ветвь ирокезского племени могавков), которые также не одно десятилетие трудились по доставке грузов и сплаву леса по рекам и озерам Канады. 15 сентября 1884 года (через 24 дня после поступления запроса) из Квебека на пароходе "Король Океана" в Африку отправились 386 вояджеров, из которых 86 были индейцами, в.т.ч. 56 индейцев из общины канноваго под общей командой капитана (вождя) Луи Джексона.
Джексон, очевидно, вел дневник во время своей африканской командировки, который лег в основу небольшой книжки "Наши Канноваго в Египте", изданной в апреле 1885 года. Я опущу описание дорожных инцидентов и условий жизни простых египтян, просто скажу, что Джексон писал без всякого предубеждения о обычной африканской бедности, лишь однажды позволив себе выпад в сторону суданцев, да и то из-за их, как ему казалось, профнепригодности.
8 октября "Король Океана" бросил якорь в порту Александрии, а к 10 часам утра 21 октября вояджеры добрались до г. Асуан на Ниле, там, где располагался первый порог. Впрочем его индейцы так и не увидели, так как совершили его объезд по 7-ми мильной объездной железной дороги, где впервые увидели лодки, которые требовалось перетащить через остальные нильские пороги. Всего на этой реке насчитывалось пять порожистых мест, но в итоге каннаваго добрались только до третьего.
Лодки представляли из себя модернизированные вельботы с выдвижным килем, т.е. со съемной нижней балкой, идущей по середине днища лодки, которая нужна для остойчивости при передвижении под парусом. Предполагалось, что перед преодолением порогов киль можно будет снять, а на глубокой воде снова поставить на место. Для транспортировки одной лодки требовалось от 6 до 7 человек.
Вечером 26 октября индейцы прибыли в Вади-Хальфа, Судан, где начиналась вторая линия порогов, которая в наше время скрыт водами водохранилища Насер. Здесь им впервые пришлось поработать руками, так как до этого они путешествовали поездом, пароходом или шли на буксире.
Тактика преодоления порогов и стремнин заключалась в следующем, каждый капитан команды вельбота из 6 человек был сам волен выбирать каким проходом (на жаргоне вояджеров "ворота" или "канал") идти через стремнину. Там где это удавалось шли на веслах и под парусами (lдул постоянный северный ветер). Когда течение становилось особо сильным, часть команды сходила на берег и тащила вельбот на буксире, а другая часть находилась на борту и отталкивала лодку прочь от острых скал и камней.
Один из вояджеров во время переправы, должно быть, шагнул в какую-то подводную расселину, он быстро запрыгнул обратно в свою лодку, потеряв мокасины, и сказал, что его укусил крокодил. мы были достаточно любезны, чтобы ему поверить и посоветовали больше ходить по реке вброд. Луи Джексон
После порогов Вади-Хальфа, канноваго в последний раз "покатали" по узкоколейке на коротком 30-ти мильном участке до деревни Сарас. Дальше они уже шли только на вельботах, гребя что есть мочи и использую любое дуновение попутного ветра. Груз и общий вес дополнительных пассажиров, которых приходилось везти вверх по течению, иногда достигал 2 тонн на лодку.
Настал момент, чтобы узнать на что мы способны с нашими лодками. Северный ветер посвежел и это здорово ускорило наш ход, с помощью пяти добрых весел мы уклонялись от стремнин и выбирались из водоворотов. После двух часов тяжёлой работы капитаны поздравляли друг друга, как победители. Луи Джексон, 29 октября 1884 года.
Очевидно, хорошее настроение и бравада стали причиной несчастного случая. Носовой гребец Луи Капитан с лодки Питера Января в 20 метрах от берега поднялся на ноги со своего места и упал в реку. Ему кинули спасательный круг и отправили на помощь араба-пловца, но ни вояджер, ни араб так и не выбрались на берег.
Все, даже британские офицеры, были опечалены гибелью Луи, но жизнь продолжалась, а индейцы со свойственным им фатализмом философски отнеслись к потере товарища. Полковник Аллейн послал на телеграф гонца с сообщением о гибели Капитана и через несколько недель продемонстрировал Луи Джексону выпуск канадской "Ottawa Free Press", где была размещена заметка о трагической гибели Луи Капитана.
В течение нескольких следующих недель, вояджеры-канновага преодолели, описанным выше образом, пороги Семна , Амбигол, Тангур., Акаска. Вечерами у ночного костра индейцы хвастались друг перед другом кто из них самый лучший лодочник и делились впечатлениями об великой африканской реке, так не похожей на их родные, канадские воды. При этом, они не забывали отдать должное вельботам, которые оказались на удивление прочными и легкими для путешествия через пороги.
4 ноября индейские вояджеры добрались до Донгола -третьей линии порогов Донгола. Отсюда Джексон с 4 вельботами спустился обратно вниз по течению на 61 милю, чтобы по приказу полковника Аллейн произвести промер уже пройденных порогов и выбрать самые лучшие проходы для их преодоления на лодках. Как в старые, добрые времена, когда воины советовались с вождем, как лучше вырезать деревеньку английских колонистов, так теперь капитаны лодок делали доклады своему Главному капитану, как вели себя лодки в том или ином канале нильских порогов.
Многие канадские вояджеры спрашивали меня, каковы эти пороги? Я ответил, что у меня проблем не было, не считая нужным сообщать подробности, так как стремительный поток ежедневно менял облик реки, и там где сегодня хорошо, завтра будет плохо....
В лодках вояджеров были не только тяжелые грузы, но и помощники из солдат, в то время как у меня были мои мальчики из Коннаваги, с которыми я работал с юных лет и которые понимали меня без слов, в то время как солдатам нужно было все долго объяснять, и, хотя у них не было недостатка воли, они не всегда могли понять что сейчас нужно делать. Луи Джексон.
После промера порогов, Джексона и еще одного капитана по имени Питер Каноэ попросили натаскать на перетаскивание лодок бригаду из местных жителей (донголезцев).
По пути наверх мы должны были научить одного человека управлять лодкой, а затем подойти к каждому и научить его грести. Не понимая ни одного слова на языке другого, это было ужасной задачей. Однако к тому времени я уже достаточно долго соприкасался с английской военной дисциплиной, чтобы знать, что отступать нельзя. Луи Джексон.
Джексон находил донголезцев отличными пловцами, но не слишком сообразительными. Когда нужно было тянуть буксирный трос изо всех сил, они отпускали и наоборот. Думаю, что это была связано с языковыми проблемами, а не с какой-либо умственной отсталостью суданцев. В конце концов из них получились хорошие бурлаки в помощь канноваго.
С 9 ноября 1884 года по 14 января 1885 года экипажи ирокезских вояджеров спускали и поднимали грузы от Донгола и обратно. 15 января 1885 года заканчивался срок 6-ти месячного контракта канноваго (15.09.1884 - 15.02.1885, т.е. с учетом месяца на обратную дорогу в Канаду) и они отправились домой. При этом им разрешили посетить ряд египетских достопримечательностей, чего они были лишены из-за спешки в начале контракта.
В заключении своей книги Джексон писал
Я не могу не выразить свое удовлетворение прекрасным обращением, со стороны британского правительства, и если наши услуги помогут в предлагаемой осенней кампании в Египте, они будут предоставлены бесплатно. Нам разрешили получить одежды вдвое, чем предусмотрено контрактом, так как шинели нам выдали на Мальте по дороге домой.
Судя по припасам, которые мы перевезли по Нилу, армия не будет чувствовать ни в чем недостатка, мы перевозили говяжью тушенку Armor & Company, бекон, консервы, баранину, овощи, толченый горох Эбсвурта для супа, соленые огурцы, перец, соль, уксус, пшеничные галеты кукурузные галеты, муку, овсянку, рис, сахар, чай, кофе, сыр, джем, лекарства, сок лайма, мыло, спички, табак.
Кто бы ни проектировал лодки, они идеально подошли по размерам под перевозимые грузы. Каждая лодка была сделана для перевозки десятидневного пайка для 100 человек, включая все, что указано в приведенном выше списке, десяти человек с ранцами и снаряжением и около полутонны боеприпасов.
Заключение
Нильская экспедиция не успела вовремя прийти на помощь осажденному Хартуму, который пал в ночь с 25 на 26 января 1885 года. Когда войска Уолсли, подошли к городу, то выяснилось, что 10 месячная, отважная оборона англо-египетского гарнизона и усилия многих тысяч людей по их спасению были бесполезны.
Вас может заинтересовать другая моя статья об индейцах каннаваго (канаваке) - Индейское племя, которое полюбило сталь и высоту, а кресты на их могилах из стальных балок