Найти в Дзене

Что отличает искусство эпохи Романтизма от искусства эпохи Просвещения?

Романтизм, впервые определенный как эстетика в литературной критике около 1800 года, набрал силу как художественное движение во Франции и Великобритании в первые десятилетия девятнадцатого века и процветал до середины века. С его упором на воображение и эмоции, романтизм возник как ответ на разочарование в просвещенческих ценностях разума и порядка после Французской революции 1789 года.

Хотя ранний романтизм часто противопоставлялся неоклассицизму, его сформировали в основном художники, которые обучались в студии Жака Луи Давида, в том числе Антуан-Жан Гро, Анн-Луи Жироде-Триозон и Жан Огюст Доминик Энгр. Стирание стилистических границ, характерное для романтизма, лучше всего выражено в «Апофеозе Гомера» Энгра и «Смерти Сарданапала» Эжена Делакруа, поляризовавших публику на Салоне 1827 года в Париже.

Жан Огюст Доминик Энгр. Апофеоз Гомера. 1826 г.–1827 г.
Жан Огюст Доминик Энгр. Апофеоз Гомера. 1826 г.–1827 г.
Эжен Делакруа. Смерть Сарданапала. 1827 г.
Эжен Делакруа. Смерть Сарданапала. 1827 г.

В то время как работы Энгра, казалось бы, воплощали упорядоченный классицизм Давида в отличие от беспорядка и смятения Делакруа, на самом деле обе работы опираются на давидианскую традицию, но каждая в конечном итоге ниспровергает эту модель, утверждая оригинальность художника - центральное понятие романтизма.

Романтическое искусство, природа - с ее неуправляемой силой, непредсказуемостью и потенциалом катастрофических крайностей - предлагали альтернативу упорядоченному миру мысли Просвещения. Жестокие и устрашающие образы природы, созданные художниками-романтиками, напоминают эстетику Возвышенного восемнадцатого века

Этот интерес к индивидуальному и субъективному - в противоречие с рационализмом восемнадцатого века - отражается в романтическом подходе к портретной живописи. Портреты стали средством выражения ряда психологических и эмоциональных состояний в руках художников-романтиков. Жерико исследовал крайности психических заболеваний в своих портретах психиатрических пациентов, а также темные стороны детства. На его портрете Альфреда Дедре, маленький мальчик 5-6 лет выглядит очень серьезным, скорее взрослым, чем ребенком, в то время как темные облака на заднем плане создают тревожную атмосферу.

Теодор Жерико. Портрет Альфреда Дедрё в детстве. 1820 г.
Теодор Жерико. Портрет Альфреда Дедрё в детстве. 1820 г.

Художники-романтики расширили репертуар сюжетов, отказавшись от дидактики неоклассической исторической живописи в пользу воображаемых и экзотических предметов. Ориентализм и миры литературы стимулировали новые диалоги как с прошлым, так и с настоящим. Извилистые одалиски Энгра отражают современное увлечение экзотикой гарема, хотя и чисто выдуманного Востока, поскольку он никогда не выезжал за пределы Италии.

Жан Огюст Доминик Энгр. Одалиска и рабыня. 1842 г.
Жан Огюст Доминик Энгр. Одалиска и рабыня. 1842 г.

По своему стилистическому разнообразию и вариативности сюжетов романтизм не поддается простой систематизации. Как писал в 1846 году поэт и критик Шарль Бодлер, «романтизм зависит ни от выбора темы, ни от правдоподобия, а от чувства».


Также слушайте наш выпуск "(Не)Критично: Смерть. Выпуск 8. Отчаяние и смерть в эпоху романтизма. Теодор Жерико, Эжен Делакруа и Франциско Гойя."