Найти тему

Итоговое сочинение. «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

Обманчиво легкое направление, с моей точки зрения.

Обратимся к комментариям ФИПИ.

«Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства. Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника. При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию».

Какие вопросы можно поставить перед собой?

• Кто такой гражданин?

• Что значит «иметь позицию»?

• Как можно выразить свою позицию?

• Что значит «общественная справедливость»? Возможно ли добиться подобного?

• Какие пороки можно назвать социальными?

• Как можно и нужно помогать нуждающимся?

В первую очередь, надо научиться выражать свою позицию (если она четко определена).поучиться этому можно у классиков. Гражданскую позицию, конечно, высказывали все писатели и поэты. Кто-то явно, не скрывая своего отношения, кто-то опосредованно – через героев.

Г.Р. Державин «Властителям и судиям». Вольный перевод 81 псалма. В стихотворение гневно звучит обвинение власть предержащим, у которых «покрыты мздою очеса». Лирический герой рисует образ идеального правителя:

Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных.
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.

А.С. Пушкин «К Чаадаеву». Хрестоматийное стихотворение, хорошо всем знакомое. Своеобразный экзамен лирического героя на гражданскую зрелость, поэтому написано в жанре послания и адресовано старшему другу. Именно в этом произведении звучат строки:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта». Стихотворение, принесшее славу Лермонтову и послужившее поводом для первой ссылки. Лирический герой четко высказывает свою позицию, обвиняя власть в смерти А.С. Пушкина.

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..

Можно рассмотреть разные позиции граждан одной страны одного исторического периода. Это не значит, что у одного будет верная позиция, а у другого – ошибочная. Вовсе нет. Каждый имеет право на СВОЕ МНЕНИЕ, СВОЕ ОТНОШЕНИЕ, главное – верить, искренне, горячо, как это делал лирический герой Маяковского, выстрадавший революцию и приветствовавший новый строй. (Разочаровавшись в идеалах, Маяковский пережил серьезную трагедию, которая привела его к самоубийству)

Сопоставим гордость за свою страну лирического героя Маяковского и резкое осуждение политики истребления собственного народа Мандельштамом.

Маяковский «Стихи о советском паспорте»

Я волком бы выгрыз бюрократизм.
К мандатам почтения нету.
К любым чертям с матерями катись любая бумажка.
Но эту…
Я достаю из широких штанин дубликатом бесценного груза.
Читайте, завидуйте, я — гражданин Советского Союза.

О. Мандельштам «Мы живем..»

Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.

Кстати сказать, на столетний юбилей Мандельштама современные рок- и рэп- исполнители положили музыку на лучшие стихи поэта. В их обработке слова Мандельштама зазвучали вполне современно.

Середина двадцатого столетия. Б. Пастернак становится Нобелевском лауреатом, но страна не принимает этого, поэта принуждают отказаться от премии.

Я пропал, как зверь в загоне,
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу хода нет.
Что же сделал я за пакость.
Я, убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.

Взгляд «с другой стороны» - П. Антокольский «Ненависть».

Будь, ненависть, опорой верной,
Точней и злей найди слова,
Чтобы, склоняясь над этой скверной,
Не закружилась голова.
Чтобы прошел художник школу
Суда и следствия и вник
В простую правду протокола.
В прямую речь прямых улик.

Современные социальные проблемы раскрывает в творчестве кубанский поэт Николай Зиновьев. Россия Зиновьева – это простые люди, на долю которых выпали тяжелые испытания. Вот старуха, которая вынуждена красть хлеб, чтобы не умереть с голода, а вот та – что вынуждена побираться по помойкам:

Ещё и солнце не встает,
Когда она сюда приходит
И набивает жадно рот
Тем, что в контейнере находит.
Ворчит в рассветной тишине,
Копаясь в слизко-грязном баке…
Мне страшно, люди! Страшно мне!
Ведь речь идет не о собаке.
Вот – родители, потерявшие на войне сына.
На нынешней улице есть дом,
Всегда закрыты ставни в нем.
От всех нас страшно далеки,
Живут в том доме старики.
Он худ и сед. Она, как тень.
Им в муку ночь, и в тягость день:
Их сын остался на войне,
В чужой далекой стороне
В песках его затерян след…
А старикам по сорок лет.

Самая яркая позиция ГРАЖДАНИНА высказана А.И. Солженицыным в очерке «Жить не по лжи!»

«Откажемся говорить то, чего не думаем! Вот это и есть наш путь, самый легкий и доступный…
И с этого дня каждый из нас:
– впредь не напишет, не подпишет, не напечатает никаким образом ни единой фразы, искривляющей, по его мнению, правду; – живописно, скульптурно, фотографически, технически, музыкально не изобразит, не
сопроводит, не протранслирует ни единой ложной мысли, ни одного искажения истины, которое различает; – не приведет ни устно, ни письменно ни одной “руководящей” цитаты из угождения, для страховки, для успеха своей работы, если цитируемой мысли не разделяет полностью или она не относится точно сюда; – не даст принудить себя идти на демонстрацию или митинг, если это против его желания и воли; не возьмет в руки, не подымет транспаранта, лозунга, которого не разделяет полностью; – не подымет голосующей руки за предложение ни явно, ни тайно за лицо, которое считает недостойным или сомнительным; – тотчас же покинет собрание, заседание, лекцию, спектакль, киносеанс, как только услышит от оратора ложь, идеологический вздор или беззастенчивую пропаганду; – не подпишется и не купит в розницу такую газету или журнал, где информация искажается, первосущные факты скрываются».

Какие еще произведения можно проанализировать?

Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога»

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина (взгляд сатирика на социальные проблемы России 19 века)

Рассказы М.Зощенко, Н.Тэффи (взгляд сатирика 20 века)

Е. Замятин «Мы» (антиутопия по сути вскрывает все проблемы любого государства)

Отражение революции и гражданской войны: М. Волошин «Террор», И.А. Бунин «Окаянные дни», М. Горький «Несвоевременные мысли»

Социальные проблемы России: Ф. Достоевский «Преступление и наказ