Найти тему
Артур Руденко

Первый спектакль и предложение работы в профессиональном театре

Ю.Эдлис ''Месса по деве''. На фото Ю.Кобылинский, В.Ковалевский, И.Махновец, А.Руденко, 2009 год
Ю.Эдлис ''Месса по деве''. На фото Ю.Кобылинский, В.Ковалевский, И.Махновец, А.Руденко, 2009 год

К окончанию второго курса мы с моим одногруппником Сергеем Кондратьевым, который был старше меня на 18 лет, подготовили отрывок по рассказу А.П.Чехова ''Жених и папенька''. Но вот концовку, когда Милкин говорит о том, что он сумасшедший, мы не успели сделать. Не придумали и не отрепетировали. Поэтому на экзамене показали полную импровизацию финала, и Виталий Николаевич на обсуждении и оглашении оценок сказал, что некоторым из нашего курса уже можно подумать о работе в театре. С тем и разошлись на летние каникулы…

А.П.Чехов ''Жених и папенька''. На фото С.Кондратьев, А.Руденко, 2008 год
А.П.Чехов ''Жених и папенька''. На фото С.Кондратьев, А.Руденко, 2008 год

Осень -- начало третьего курса и добавления новых дисциплин: эксцентрика, история кино и др. По актерскому мастерству животные, предметы, ожившие песни и беспредметные этюды к этому времени уже ушли в прошлое. По программе к новому году наш курс показывал первый акт пьесы, который к лету должен был превратиться в полноценный спектакль. Оксана Владимировна предложила "Мессу по деве" Юлиу Эдлиса. Вообще эту пьесу можно назвать "Послесловие Жанны д'Арк", где на самом деле ее не сожгли, и она через некоторое время возвращается в Новый Орлеан со своей семьей. Итак, началась работа над спектаклем. В театрах этот период принято называть ''застольный". В первый день репетиций, как положено режиссеру, Стеценко прочитала нам произведение и мы распределили роли. Перед нами стояла задача ежедневно делать и показывать отрывки педагогам. Я выбрал роль Робера д'Армуаза, мужа Жанны д'Арк. Роль д'Армуаза меня зацепила тем, что очень сложная, многогранная, со множеством психологических переходов характера персонажа. То, что я как актер очень люблю. Про всё это мной и было написано, когда нам предложили письменно обосновать свой выбор того или иного героя или героини. Скажу честно, что на учебном показе я не справился до конца со своей ролью. Недотянул своего героя до логического конца. Хотя вошёл в образ, отпустил свое комедийное амплуа, как будто во мне вообще никогда ничего подобного не было, долго и серьёзно настраивался на сцену Робера и Жанны. Всё действие шло не так уж и плохо, но ближе к финалу мне стало не по себе, как-то больно, неприятно внутри, я начал импровизировать и закончил словами: «Все, больше не могу!» После этих слов Оксана Владимировна встала перед всем курсом, долго мне аплодировала и хвалила меня. Вот так был сломан мой комедийный психотип, и я понял, что серьезные драматические роли, они тоже для меня…

Ю.Эдлис ''Месса по деве''(Робер д'Армуаз -- А.Руденко), 2009 год
Ю.Эдлис ''Месса по деве''(Робер д'Армуаз -- А.Руденко), 2009 год

Продолжая работать над ролью д'Армуаза, уже для спектакля, я полностью сам придумал детали первого появления моего героя на сцене. Решил, что у него будет нож и яблоко. Мой Робер выходил на сцену промокший под дождем и уже прилично выпивший. Левой рукой он доставал яблоко из кармана, и резко, со всего маха, протыкал его ножом, который держал в правой. Тут я немного не рассчитал, и лезвие ножа вонзилось в мою ладонь. Ладонь начала кровоточить, но я ничего не замечал и не чувствовал никакой боли. Всё-таки студенческий темперамент брал верх над всеми правилами техники безопасности. Дальнейшее действие было очень смело выстроено Оксаной Стеценко. Чтобы овладеть своей женой, Жанной, Робер использовал все способы. В ход шли танцы, шутки-прибаутки, всё это сменялось силой, издевательством, грубостью и бешеной страстью . От каждого прикосновения Робера белое платье Жанны постепенно окрашивалось кровью, вытекавшей из моей ладони, но мы-герои этого не замечали, и нам, если честно, было не до этого. Самым страшным и сильным был момент, когда я с криком швырял Жанну к стене и кулаком якобы ударял её в голову. Тут была пауза, и весь зал ахнул: ''Ой, он сейчас ее убьет!'' Финал был очень сложный и драматичный. Мой герой падал на колени перед Жанной, плакал, раскаивался, просил прощения, умолял хотя бы подойти и просто обнять его... После этой роли обо мне заговорила вся наша кафедра, да и весь университет тоже. Это был успех! Успех в открытии моих возможностей как драматического актера…

Ю.Эдлис ''Месса по деве''. Сцена из спектакля . А. Руденко в роли Робера д'Армуаза, 2009 год
Ю.Эдлис ''Месса по деве''. Сцена из спектакля . А. Руденко в роли Робера д'Армуаза, 2009 год

Одним из первых тогда на меня обратил внимание заслуженный артист Украины, профессор кафедры актерского мастерства, актер Харьковского театра им. А.С. Пушкина -- Анатолий Петрович Лобанов

заслуженный артист Украины А.П. Лобанов, профессор кафедры мастерства актера ХНУИ им. И.П. Котляревского, актер Харьковского театра им.А.С.Пушкина
заслуженный артист Украины А.П. Лобанов, профессор кафедры мастерства актера ХНУИ им. И.П. Котляревского, актер Харьковского театра им.А.С.Пушкина

Но к своему триумфу я относился абсолютно спокойно и совершенно не думал о том, что в будущем мне предстоит служить в театре. В те годы я настолько был влюблен в университет, в свою рок-группу, где я был и основатель, и гитарист, и вокалист, и композитор, да и тексты песен тоже были на мне, что мысли о будущей работе меня не посещали. Я с головой ушел в запись мини-альбома, гастролей, выступлений на площадках родного Харькова. Рок-группа занимала всё мое свободное время. Но университет я не бросал! Это всё делалось параллельно с учёбой

''Glass Lizard'' -- арт-рок группа, созданная А. Руденко в 2006-ом году. На фото А.Руденко, А.Кипич, А.Дробушевский
''Glass Lizard'' -- арт-рок группа, созданная А. Руденко в 2006-ом году. На фото А.Руденко, А.Кипич, А.Дробушевский

Однажды, после урока русской литературы, Нина Владимировна Сафронова, попрощавшись со всеми, попросила меня остаться для серьезного разговора. Она села напротив меня и сказала : ''Артур, я и многие наши преподаватели видели вас в роли д'Армуаза. Это очень сильная и крепкая работа. Преподавательский состав в восторге. Поэтому я считаю, что вы достойны стать актером Харьковского государственного академического русского драматического театра им А.С. Пушкина!" До меня тогда не очень дошёл смысл этих слов, я вообще, если честно, не понял, ЧТО мне предлагают, и какой счастливый билет я могу вытащить! Я ответил, что не готов к работе в театре. У меня рок-группа и университет, в котором я пропадаю с утра до ночи. (Ситуация как в старом добром анекдоте про нашего актера, которого зовут в Голливуд, предлагают главную роль, а он им: "Спасибо, я не могу. У меня ёлки!") Но Нина Владимировна была очень настойчива. Говорила, что в этот театр звонят каждый день со всей Украины, и туда никого не берут! А вот мне выпадает шанс: работать в театре и учиться параллельно в университете. Договорились до того, что она дала мне номер своего супруга -- художественного руководителя и директора этого театра и настоятельно рекомендовала позвонить и прийти на собеседование. Естественно, я согласился (как откажешь педагогу), но ничего этого не сделал! У меня ведь "ёлки!", т.е. университет и рок-группа. Надо знать Нину Владимировну! Через две недели она нашла меня сама!..

Н.В.Сафронова, преподаватель русского языка и литературы, истории русского и зарубежного театра, истории кино в ХНУИ им. И.П. Котляревского
Н.В.Сафронова, преподаватель русского языка и литературы, истории русского и зарубежного театра, истории кино в ХНУИ им. И.П. Котляревского