Продолжим обзор лучших (реально лучших) исторических фильмов, начатый текстом про спартанцев и даков. Средневековье. В моем школьном учебнике оно длилось аж до XVII века, включая Людовика XIV. Что ж, в нашем обзоре возьмем те же хронологические рамки.
- «Бекет» / «Лев зимой»
Еще пара исторических фильмов. На сей раз они связаны не изначальной общностью замысла, а общностью главного героя и сыгравшего его актера. Герой — Генрих II Плантагенет, создатель величайшей империи западного средневековья, охватившей Англию и почти половину Франции, человек, который готов был править Европой, но разбился о близких людей — друга, Томаса Бекета, ставшего враждебным главой английской церкви, жену — своенравную Алиенору Аквитанскую, и детей — Ричарда Львиное Сердце и Иоанна Безземельного, каждый из которых по своему спустит в выгребную яму его наследие.
Актер — великий Питер О`Тул, человек на котором дискредитировала себя премия «Оскар». О`Тул не получил ни одного настоящего Оскара ни за одну из своих великих ролей — ни за Лоуренса Аравийского, ни за одного из двух Генрихов. Игра О`Тула это, конечно, нечто исключительное.
«Томас Бекет» вышедший в 1964 году это обстоятельная историческая драма о том, как веселый и любвеобильный придворный, назначенный своим другом-королем Архиепископом Кентерберийским, вступив в должность реально решает стать святым и защитником интересов церкви.
Служить двум господам — Богу и королю оказывается невозможно, в результате начинается жесточайший конфликт, которые завершается возгласом Генриха: «Неужели никто не избавит меня от этого невыносимого попа?». Угодливые рыцари Бекета убивают, и тот становится еще сильнее — теперь он не просто священник, а святой мученик, и Генриху, пройдя суровое покаяние приходится ему подчиниться.
Фильм «Лев Зимой» это экранизация знаменитой и заслуженно любимой театрами пьесы Джеймса Голдмена. Стареющий Генрих должен встретиться с королем Франции Филиппом II. Он собирает в замке Шинон во французской части своей империи всю свою семью — находящуюся много лет в заточении Алиенору, недавно бунтовавшего сына Ричарда, хитрого и нелюбимого Джеффри и глуповатого Джона.
Семейка оказывается настоящим клубком змей, все интригуют друг против друга, все друг друга предают. Генрих осознает, что ни один из сыновей его недостоин и видит того, кто положит конец его империи — французского короля Филиппа — умного и циничного. Но катастрофа будет потом, а пока постаревший лев снова разоблачает все направленные против него интриги и выходит победителем, но с опустошенным сердцем.
Единственная, кто его хотя бы понимает — Алиенора, гениально сыгранная Кэтрин Хепберн. Жена-узница с которой они вместе прошли полувековой путь любви-ненависти.
- «Приход к власти Людовика XIV»
Один из лучших исторических фильмов из когда-либо снятых. Классик итальянского неореализма Роберто Росселини, автор такого шедевра как «Рим открытый город» после своего скандального романа с Ингрид Бергман был фактически выкинут из большого кинематографа и должен был работать на телевидении, где по сути разработал жанр «докудрамы», но только сделанной не халтурщиком, а настоящим гением.
В 1966 году он снял фильм, по сути видеоотчет о том, как Людовик XIV из застенчивого юноши, находящегося под протекцией кардинала Мазарини и родной матери, превращается во властителя, чьей воле подчиняется вся Франция и большая часть Европы.
Показаны мельчайшие ритуалы французского двора, механика принятия решений и их исполнение — как Людовик с помощью умного счетовода Кольбера избавляется от наглого олигарха Фуке, причем тут настоящий, а не придуманный Дюма, д`Артаньян, как пышность одежд, продолжительность трапезы и великолепный версальский дворец становятся инструментами власти.
Все это снято холодно, без блокбастерных эффектов, почти документально, и, в сочетании с высокой исторической точностью, производит сильное впечатление, особенно на человека знающего историю.
Росселини дальше пошел по этому пути, сняв несколько великолепных исторических фильмов-биографий посвященных правителям и философам: «Сократ», «Августин из Гиппона», «Паскаль», «Декарт», «Век Козимо Медичи». Замахнулся даже на биографическую ленту об Иисусе Христе. Но фильм о Людовике XIV остался конечно лучшим, настоящим шедевром.
Людовику XIV, как и его отцу Людовику XIII, вообще везет с киновоплощениями, причем свободными от «дюмы». Тут и прекрасные французские сериалы о Ришелье и Мазарини, и фильм Сен-Мар о попытавшемся свергнуть Ришелье любовнике Людовика XIII, и великолепная музыкальная фантазия «Король танцует» с гениальной музыкой композитора Люлли, и очень качественный сериал «Королевская аллея» или «Путь короля», как у нас его назвали, про последнюю любовницу затем жену Людовика — мадам Ментенон. В общем французская история XVII века один из наиболее качественно освещенных в кино сюжетов.
- «Потоп»
Фильм о практически современных Людовику XIV событиях, но на другом конце Европы — «Потоп» польского режиссера Ежи Гофмана, снятый в 1974 году. Гофман экранизировал знаменитую историческую трилогию Генрика Сенкевича о Польше XVII века в обратном порядке.
Сперва был «Пан Володыевский» о войнах с турками, затем «Потоп» о шведском нашествии, наконец, уже в постсоветские времена, когда Москва не могла вмешаться, сериал «Огнем и мечем» о восстании Богдана Хмельницкого.
«Потоп» из этих лент самая лучшая, это настоящий большой исторический эпос, о благородном, отважном и благонамеренном польском дураке — хорунжем Анджее Кмитице, который становится случайным соучастником великого антипольского заговора гетмана Януша Радзивилла, решившего передать большую часть Польши Швеции. Железные полки шведов, которые еще недавно наводили ужас на полях Тридцатилетней войны и которыми невозможно не залюбоваться, топчут польскую землю. Кмитиц осознает свою ошибку и помогает королю Яну Казимиру вернуть власть и отстоять Польшу от нашествия.
В фильме, конечно, скромно умалчивается о том, что Польшу спасли не бравый шляхтич и не король, а то, что воевавшая с нею за Украину Россия внезапно заключила перемирие и начала войну против Швеции, причем расплатилась за этот разворот тем, что выжившая и окрепшая Польша возобновила войну с Россией и отняла назад Белоруссию, оставшуюся под гнетом ляхов еще более чем на сто лет.
Но, в целом, логика в таком русском повороте была — переживающая раздоры Польша была конечно более удобным соперником, чем железная шведская империя, рвавшаяся занять её место.
Фильм очень интересно смотреть именно с этой поправкой на понимание того, что тут все нам враги. Но приходится позавидовать врагам, что свою историю они умеют показывать так красиво.
В следующий раз поговорим о фильмах, посвященных великим адмиралам XVII-XVIII веков.
Спойлер: «Леди Гамильтон» обсуждать не будем.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить!