Найти тему

Существует ли «исламская» культура?

Немецкий арабист Томас Бауэр бросает вызов стереотипам об исламе и мусульманах, которые утвердились на Западе. В западном обществе сложилось устойчивое представление о том, что в мусульманских странах не существует разделения между светской и религиозной жизнью, что ислам так или иначе пронизывает все аспекты жизнедеятельности. В глазах западных исследователей и политиков мусульманские страны обречены пребывать в Средневековье, где религия диктует жизнь. Томас Бауэр опровергает миф отсутствия светской жизни или её полной подчиненности исламу среди мусульман. Предлагаем вашему вниманию отрывок из книги «Культура неоднозначности и плюрализма : к другому образу ислама».

Страница книги в магазине издательства

Раздел 6. ИСЛАМИЗАЦИЯ ИСЛАМА

Когда говорят об исламском мире, то почти всегда настоятельно утверждают, что в исламе не суще­ствует разделения между религиозной и светской сферами, как и собственно никакой светской сферы, так как ислам пропитывает все области жизни и регулирует их. Веро­ятно, никакое другое предубеждение по отношению к исла­му не оказало такого же опустошительного действия, как это. В Европе существует разделение между светским и религиоз­ным или, точнее, эмансипация светского от доминантности религиозного как важнейшая предпосылка модерна. В ислам­ской истории, как теперь утверждается, такого различия ни­когда и не было, более того, оно чуждо самой сущности исла­ма. А это означает, что ислам по своей сущности несовместим с современностью. Ислам остается вечным Средневековьем, ведь: «До самого конца Средневековья религия удерживала за собой позицию основного интереса человека». Какие по­следствия может иметь это убеждение для обращения Запада с мусульманами и с исламским миром, легко себе вообразить.

Карта исламского мира
Карта исламского мира

Можно показать, что в течение XIX века происходила все более сильная «исла­мизация ислама» сначала в Европе, а в дальнейшем и на са­мом Ближнем Востоке. И этот процесс имел странные след­ствия. Слово «ислам» стало обозначением не только религии с определенным составом религиозных норм, но и самой культуры, а эти понятия ни в коем случае не равнозначны. Во-первых, «культура ислама» была культурой многочис­ленных приверженцев других религий. Еще в конце Первой мировой войны большая часть населения современной ныне Турции была немусульманской. Во-вторых, этикетка «ислам­ская» была приклеена к областям, которые были далеки от ре­лигии. Так, большая часть объектов, выставленных в наших музеях исламской культуры, берет начало в светской жизни. Но, кажется, никому не будет мешать тот факт, что на выстав­ке «исламской культуры» посетитель сначала увидит фигур­ный кувшин, а потом подойдет к витрине, где демонстрирует­ся бокал для вина, представленный в каталоге под надписью «исламское искусство металла». Хотя говорить об «ислам­ском бокале для вина» имеет столько же смысла, как и о «хри­стианском прелюбодеянии».

Хадж. Альфред Деоденк
Хадж. Альфред Деоденк

Целые области светской жизни были через обозначение «исламский» терминологически сакрализованы, из-за чего различия в обществах Ближнего Востока делались нераспоз­наваемыми. Так, не раздумывая, говорят об «исламской ме­дицине», и этим фальсифицируется тот факт, что медицина в ближневосточной культуре была выделенной подсистемой общества. У нее были собственные эксперты, чьи знания ос­новывались исключительно на стандартах своей собствен­ной дисциплины. Теологи и другие религиозные эксперты не имели здесь права голоса. Если больной призывал на по­мощь ученого врача, то он ожидал от него лечения по об­щепризнанным стандартам гуморальной патологии Галена с учетом дальнейшего ее развития арабскими, персидскими и индийскими врачами и назначения соответствующей те­рапии и медикаментов. Эта медицина не содержала ничего «исламского» в смысле религиозной нормативной системы. При этом существовала действительно «исламская» медици­на, а именно так называемая «медицина Пророка» (ат‑тибб ан‑набави), т. к. пророк Мухаммед по преданию сам заботил­ся о здоровье своей общины. Поэтому существуют много­численные, не особенно надежно переданные диетические советы Пророка для здоровых и больных. Тот же, кто обращался к профессиональному врачу, ожидал не медовых рецептов по образцу Пророка, а кровопускания и медика­ментов в соответствии с солидными гуморально-патологиче­скими стандартами. Нужно также назвать еще третью форму «исламской медицины», а именно лечение посредством аму­летов, талисманов, молитв, заклинаний и магических прак­тик. Таким образом, существовали три друг от друга независимых дискурса о болезнях и их исцелении: научный, не имевший ничего общего с религией; набожный, опира­ющийся на передачу традиции Пророка и популярный в народе, на который практически не обращало внимание медицинское сообщество; и магический, с использованием исламских формул, не признаваемый ни состоявшимися ме­диками, ни серьезными учеными-религиоведами. На эту об­ласть, судя по всему, не распространялась терпимость к не­однозначности.

Прием у арабского врача
Прием у арабского врача

Теперь посмотрим, к чему привело наличие поня­тия «исламская медицина». Самим своим присутствием оно отрицало множественность ближневосточных медицинских дискурсов. Получив атрибут «исламский», научный меди­цинский дискурс, который совсем не был религиозным, при­обрел неподходящее и вводящее в заблуждение дополняющее слово, а существование глубоко укорененной подсистемы об­щества «медицина» было сделано незаметным.

Эта нищета понятий имеет своим источником то, что от­ношения между религией и обществом в «исламской» культу­ре были совершенно другими, чем в европейском премодерне, и они не позволяют охватить себя в понятиях, характеризую­щих особенности западного модерна. Здесь две проблемы.

Первая проблема состоит в том, что в каждой области можно найти нечто «исламское». Так, в действительности су­ществует «исламская медицина» в полном — религиозном — смысле этого слова. Но так как слово «исламский», во-первых, обозначает систему религиозных норм ислама, а во-вторых, лежит в основе всей исламской культуры, то «исламская меди­цина» в первом смысле ни в коем случае не идентична «ислам­ской медицине» во втором. Да и представляет она в первом случае только одну сравнительно незначительную область, редко воспринимаемую экспертами социальной подсистемы медицины серьезно.

Продавщица гранатов. Вильям Бугро
Продавщица гранатов. Вильям Бугро

Второй проблемой является то, что сама религия была сформирована как чрезвычайно сложная структура. Другими словами, ближневосточные общества в исламское время де­монстрировали не только высокую степень разделения труда, но и такое развитие общественных подсистем, что оно в аналогичном виде встречается в Европе только в Новое вре­мя. Это структурирование не происходит вдоль тех же линий, что и в Европе. Прежде всего, дихотомия религиозный-свет­ский на Ближнем Востоке играет гораздо менее важную роль, и не потому, что религия там вездесуща, а потому, что рели­гия не управляется церковной иерархией и не определяется ею, но в каждой подсистеме принимает свою функцию и поэ­тому не существует в виде общественно охватывающей систе­мы «религия». Хотя исламский мир всегда знал различие меж­ду дин («религия») и дунья («мир»), тем не менее, конфликт между этими понятиями был иным, чем в Европе. Здесь, в Ев­ропе право, политика, медицина, литература и т. п. выдели­лись как самостоятельные подсистемы общества только после того, как они освободились из-под господства церкви и орга­низованного ею поля религиозности. Противопоставление «религия — мир» было здесь первостепенным. В исламском мире нет церкви, которая бы имела высшую определяющую власть в области религии. Поэтому развитие идет в противо­положном направлении. Городская культура Востока во мно­гом сохраняет античные стандарты и проводит их через поч­ти столетие арабской трансформации ко все более высоким уровням сложности. Это ведет к увеличивающемуся разделе­нию труда и общественной дифференциации. Религия явля­ется при этом не самостоятельным действующим лицом, а ско­рее фактором, который в каждой из общественных подсистем по-своему воспринимается и выражается, без того чтобы эти восприятие и форма выражения религии были бы для другой подсистемы определяющими.

Из этого развития получилось следующее. Отдельные подсистемы распознаются легко и отчетливо. Существу­ют право, суфизм, теология, хадисы, медицина, литература и т. п. — ее каждая подсистема со своими стандартами, экс­пертами и дискурсами. Роль религии в каждой из этих обла­стей сильно различается. Она является центральной в теоло­гии (калам), которая вопрошает об истине, она центральна и в культуре хадисов, но совсем в другой форме, а именно как благочестивая передача текстов ранней общины; религия за­дает нормативные основы для права, эксперты которого де­монстрируют гораздо более светскую внешность, чем теологи и ученые в области хадисов, и используют целый ряд нере­лигиозных дисциплин, таких как логика и риторика; религия является совершенно незначимой для научной медицины и не имеет практически никакого значения для литерату­ры. Таким образом, каждая общественная подсистема имеет некоторым образом свою собственную религию, в то время как, с другой стороны, общественную подсистему религии не так легко обнаружить. Скорее всего, ее следовало бы искать у служителей культа, у имамов (читающих молитвы), муэдзи́­нов и проповедников. При этом мы бы подошли ближе всего к европейским представлениям о религии, ведь эти личности, несомненно, являются религиозными официальными лица­ми. Но они занимают плохо оплачиваемые должности, почти не имеют влияния на интеллектуальные слои и не могут спо­собствовать основанию естественного и авторитарного рели­гиозного дискурса.

Мусульманин. Портрет. Верещагин
Мусульманин. Портрет. Верещагин

В этом месте возникает дальнейший ошибочный вывод интерпретаторов ислама, отягощенный тяжелыми послед­ствиями — ислам как религия нигде не находится. Религиоз­ные же его элементы можно найти в самых различных обще­ственных областях. А так как из собственной (европейской) культуры вынесено стойкое убеждение, что религиозная сфе­ра противопоставлена светской, то каждую область, где осела мелкая пыль религиозности, пусть даже ее ничтожные сле­ды, приписывают к религиозной сфере, чтобы впоследствии объявить культуру, окрещенную «исламской», насквозь ре­лигиозной. Однако связь с религией у правоведов, теологов, суфиев и проповедников совершенно разная. Их отношение к мирской стороне жизни сильнее выражено через нормы их профессии, чем через дихотомию «религиозный — мир­ской». Западный же взгляд был радикально другим. Все, у кого можно было распознать хоть какое-либо отношение к религии, независимо от его природы, были недвусмыслен­но приписаны к «религии». Общая культура была обозначе­на как «исламская» и служила примером архетипа полностью религиозно доминируемой культуры. Оставался только по­следний шаг. После того, как удалось определить исламскую культуру как насквозь религиозную, нужно было уничто­жить все, что не хотело подчиняться этому способу рассмо­трения. Все, что в исламском мире не было очевидно рели­гиозным, было либо «в целом» обозначено как «исламское», как например искусство и медицина, или рассматривалось как второстепенное и в широком смысле игнорировалось, как литература и музыка. Там же, где дискурсы набожности сто­яли рядом с менее набожными или совершенно светскими, вторые рассматривались как отклонение от нормы, при этом, конечно же, набожно-религиозный дискурс рассматривался как нормоопределяющий.

Узбекская женщина в Ташкенте
Узбекская женщина в Ташкенте

Исламизация ислама» проникает сегодня в органи­зации, занимающиеся культурой Ближнего Востока. Хотя специальность «арабистика» существует только в немногих университетах Германии, это не значит, что в других универ­ситетах нельзя изучать арабский язык или защитить диссер­тацию по арабской литературе. Но там это делается по специ­альности «исламоведение», а под таким названием более подходящим является занятие теологией, а не литературой. В то же время вряд ли кто-то будет на кафедре англистики защищать диссертацию по таинствам Святого причастия ан­гликанской церкви. Но существует общепринятое понятие, что на специальности «исламоведение» должны заниматься религией ислама, и поэтому остальные объекты, такие как литература, ранее значительнейшая специализация именно немецкой арабистики, вытеснены на обочину.

Маргинализация литературы в сегодняшнем взгляде на историю Востока является вопиющей. В то время как в араб­ской и персидской культурах именно поэзия и проза во все времена стояли в центре интересов общества, и литератур­ный дискурс для многих отраслей общественной и частной жизни был в широком смысле важнейшим, многие сегодняш­ние эксперты по Востоку полагают, что они могут обойтись без знания литературы и просто перепрыгнуть многочислен­ные стихи, которые рассеяны в исторических трудах и в соб­ственно комментариях Корана. Их побуждает к этому возмож­но бессознательный вывод по аналогии из наших собственных отношений, где важные вещи редко обсуждаются в литератур­ной или еще реже в поэтической форме. А то, что в культурах Ближнего Востока дело обстоит совсем иначе, это упускается из виду. Эта тенденция, игнорирующая литературу, усилива­ется еще тем фактом, что большая часть арабской, персидской и турецкой поэзии является совершенно светской и не только игнорирует религиозные нормы, но и часто им противоречит. А так как в исламе, по мнению этих специалистов, не должно быть ничего мирского, то они не находят ничего лучшего, как игнорировать светскую литературу или, не обращая внима­ние на очевидные факты, признать ее маргинальной.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц