Коко полагала, что, раз уж она великая женщина, у неё есть право собственноручно писать свою историю. Так или иначе, получилось нечто уникальное — судите сами.
1. Почему Коко и почему Шанель?
Подлинное имя французской дамы – Габриэль, это общеизвестно и никогда не скрывалось. Чай, не возраст – тут количественное значение всегда было тайной, скорректированной на десятилетие в меньшую сторону.
Ставшее всемирно известным прозвище девушка получила во время работы в местном кабачке, где ежевечерне пела популярные песенки Ko Ko Ri Ko и Qui qu’a vu Coco.
Фамилия на самом деле звучит как «Шансель» — такая версия записана в книге учёта новорождённых местной церкви.
2. Карьерные устремления
Девушка, хоть и была с младых ногтей непосредственно связана с модным миром (служила продавцом одежды и мастерски владела иглой), не всегда стремилась заниматься созданием модных костюмов. В юности она хотела быть конферансье и даже попытала счастья на курортах Виши. Однако, будучи реалисткой, Габриэль понимала: её вокальных данных не хватит, чтобы сделаться знаменитой. А роль «одной из» девушку не удовлетворяла.
Путь в мир моды «от кутюр» она начала с изготовления шляп. Первый магазинчик был открыт тотчас по прибытии во французскую столицу, в 1910. Он переехал на Рю Карбон, по диагонали от гостиницы «Риц», где и располагается до сих пор. Следом были открыты ещё две точки – в Девиле и Биаррице.
3. Твидовый костюм
Дальше – больше. В 1925 был представлен твидовый костюмчик, состоящий из юбки и жакета. Это было простым, комфортным и изящным решением, а также наглядной иллюстрацией: мужские вещи могут использоваться женщинами, и твид, прежде считавшийся костюмной тканью, замечательно подходит и дамам.
Коко вообще была чужда запретам и ограничениям, многие вещички из гардероба её партнёров были использованы на подиуме: тельняшки, шляпки, жакеты, жилеты и даже брюки стали элементами авторского стиля.
4. Chanel №5 создал парфюмер из Москвы
Модный дом Шанель не мог обойтись без фирменного парфюма. Как и другие модельеры, она прибегла к услугам профессионала от парфюмерии, и выбор пал на русского мигранта Эрнеста Бо – потомственного составителя ароматов, сына известного дизайнера запахов, работавшего на императорскую семью.
В 1921 он предложил Шанель выбрать один из созданных ароматов. Так появился Chanel №5. Это послужило прецедентом – никогда прежде парфюмерию не называли в честь лейблов.
5. Из монастыря на подиум: сумка 2.55
На закате 1920-х дамская сумочка была далека от утилитарности и практичности современных решений. Чаще всего это был ридикюль скромных размеров, вмещавший платок, помаду и пару визиток.
Ценившая утилитаризм и практичность Габриэль объявила войну подобным неудобствам. В 1929 была представлена революционная сумка из кожи на золочёной цепочке, позволявшей носить её через плечо. Вдохновили на это решение Коко солдатские сумки для противогазов времён Первой Мировой и монашеские пояса с цепочками для ключей.
6. Лучшие друзья девушек
Считается, что вводя моду на искусственный жемчуг, эмалированные изделия и полудрагоценные и поделочные камни, наша героиня заботилась о небогатых девушках. Возможно, что и так. Но первая коллекция Шанель была бриллиантовой. Вдохновляло нашу героиню не что иное, как Великая Депрессия: камушки были стилизованы под созвездия, ведь звёзды символизируют надежду на светлое будущее.
Коллекция была сенсационной и неожиданной. Главным доводом было то, что искусственные украшения, с которыми впоследствии стала работать Шанель, были лишены снобизма, но на фоне экономического кризиса этот фактор имел номинальное значение.
7. Маленькое черное платье
Универсальность этого предмета гардероба сопоставима лишь с чёрным фордом модели T. Задумывалось оно в качестве базы, способной гармонировать как с повседневным, так и с выходным вариантами.
Это платье стало легендой в мире моды, громко заявив о том, что черный не имеет ничего общего с трауром. Между тем некоторые до сих пор считают, что его первоначальное назначение было как раз-таки «традиционное»: мол, Шанель придумала его, чтобы так почтить память о своем возлюбленном Артуре Кейпеле, погибшем в автокатастрофе.
8. Единственный дизайнер в списке «100 лучших» от Time
Предыдущий век был чрезвычайно богатым в дизайнерском измерении, но лишь ей удалось изменить ход истории. Соответственно, она была единственным модельером, попавшим в список сотни величайших деятелей искусства, культуры, политики и экономики XX века – наряду с Пикассо, Стравинским, Бродским и другими.
9. Голливудские грёзы
В начале 1920-х жизнь свела нашу героиню с великим князем Дмитрием, а тот, в свою очередь, познакомил с Сэмом Голдвином – одним из основателей легендарной студии. Отец-основатель Голливуда был настолько поражён масштабом личности Коко, что предложил ей миллионный контракт за звание исключительного поставщика нарядов для студии.
Та согласилась, но вскоре сотрудничество закончилось по инициативе американцев – на их взгляд, предлагаемые костюмы были слишком просты и непритязательны для киноэкранов.
10. Поддерживала русское искусство
В 1913 она случайно оказалась на одном из первых русских сезонов Дягилева в Париже и влюбилась бесповоротно и окончательно, пав жертвой необычных костюмов и потрясающей музыки Стравинского. Разумеется, они познакомились – но лишь спустя годы, в 1920. Дружба получится столь крепкой, что Коко приютит обнищавшего маэстро в собственном доме, будет безвозмездно шить балеринам костюмы и пожертвует деньги на спектакли.
11. Могла стать королевой Великобритании
По мере роста славы Коко в качестве модельера её знакомства становились более обширными и разнообразными. В середине 20-х она перезнакомилась с большей частью британской знати, в том числе с Черчиллем, герцогом Вестминстером Хьюго Гросвенсором, а также наследником короны принцем Эдвардом.
Историки спорят о близости их связи, некоторые даже утверждают, что он предложил ей руку и сердце. И лишь случай сделал избранницей не Шанель, а Уоллис Симпсон.
Достоверно известно, что у неё был роман с Вестминстерским герцогом, он продолжался почти десять лет, но не вылился в серьёзные отношения: дескать, герцогинь у Хью может быть много, но Шанель точно может быть лишь одна.
12. Обвинялась в шпионаже
Подобно Мате Хари, Коко обвиняли в шпионской деятельности. Случилось это после того, как в начале войны племянник кутюрье оказался в германском плену, и она попробовала освободить его, задействовав связи в посольстве Германии. Предполагается, что с 1942 вплоть до конца войны она осуществляла сбор сведений для разведки нацистской Германии и пыталась убедить Уинстона Черчилля пойти на сепаратный мир с немцами.
После войны она была взята под арест по обвинению в коллаборационизме, и лишь вмешательство британского премьера спасло её от того, чтобы быть опозоренной, побритой налысо и проведённой по улицам французских городов, как это произошло с десятками других француженок, брошенных горе-вояками на поругание и унижение.
Вернуться в страну ей было дозволено лишь в 1953 году.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.
Читайте также:
✅ Окаменелости эпохи динозавров в московской подземке: экскурсия, не выходя из вагона!
✅ Кто победит, если развяжется война между Китаем и США?
✅ В какой момент наступает старость? Мнение поэтов и звезд экрана