Хашим ибн Утба был одним из выдающихся сподвижников. Он стал мусульманином во время завоевания Мекки и переселился в Медину[1].
Хашим б. Утба был одним из пяти курайшитов, питавшихся в Достопочтенному Али истинную любовь[2].
Шейх аль-Муфид приводит следующее о нем:
«Хашим первым из мухаджиров и сподвижников принес после смерти Усмана присягу Достопочтенному Али. Данное Достопочтенному Али слово он безупречно держал до последнего своего вздоха и был верен своей присяге»[3].
Ибн Хаджар говорит следующее:
«Наместник Куфы Абу Муса аль-Аш’ари выступал против халифата Имама Али. Хашим отважно, без какого-либо намека на страх, заявил ему о том, что присягнул Достопочтенному Али»[4].
Хашим б. Утба очень любил Достопочтенного Али и был к нему очень привязан. Достопочтенный Али также ему очень доверял. В «Нахдж аль-Балага» он говорит о нем следующие слова:
«Я хочу дать наместничество над Египтом Хашиму б. Утбе. Если бы я раньше оставил Египет на попечение Хашиму, он не позволил бы начаться войне и не дал бы им шанса»[5].
Согласно историческим фактам, в битве при Сиффине Достопочтенный Али вручил знамя всадников Аммару б. Йасиру, а знамя пехотинцев – Хашиму б. Утбе[6].
Зайд б. Ваххаб говорит:
«В тот день, когда Достопочтенный Али вручил знамя Хашиму, Хашим одновременно одел два доспеха».
Смело сражаясь в битве при Сиффине, Хашим б. Утба был ранен. В результате полученных им ударов, он уже больше не смог встать на ноги. Дабы поднять боевой дух других бойцов, сражавшихся рядом с ним и заметивших его ранение, он сказал им:
«О сподвижники Али! Я был храбрым и смелым. Пусть мое падение и смерть не подействует на вас и не ослабит ваш дух. Моя смерть от рук врагов подобна колебанию при заклании верблюда. Пока есть вы, битва будет продолжаться».
Когда Достопочтенный Али услыхал, что Хашим ранен и находится при смерти, он отправился к нему и помолился о благе для него. Хашим сказал Достопочтенному Али, что нужно убрать с поля боя тела погибших бойцов, потому что их вид ослабляет боевой дух других воинов. Удовлетворив просьбу Хашима, Достопочтенный Али велел убрать с поля боя тела всех мучеников и похоронить их[7].
Статья подготовлена по материалам переводов трудов Проф.Др. Хайдар Баша
[1] Тарих аль-Багдади, т. 1, с. 196.
[2] Му’жам ар-риджаль, т. 19, с. 245.
[3] Аль-Джамаль, с. 104.
[4] Аль-Исаба, т. 6, с. 417.
[5] Нахдж аль-Балага, хутба 68.
[6] Сиффин Вакасы, с. 205; Ибн Аби-ль-Хадид, Шарх Нахдж аль-Балага, т. 4, с. 26.
[7] Ибн Аби-ль-Хадид, Шарх Нахдж аль-Балага, т. 8, с. 34.