Найти в Дзене

Хашим ибн Утба первым из сподвижников после смерти Усмана принес присягу Достопочтенному Али

Хашим ибн Утба первым из сподвижников после смерти Усмана принес присягу Достопочтенному Али
Хашим ибн Утба первым из сподвижников после смерти Усмана принес присягу Достопочтенному Али

Хашим ибн Утба был одним из выдающихся сподвижников. Он стал мусульманином во время завоевания Мекки и переселился в Медину[1].

Хашим б. Утба был одним из пяти курайшитов, питавшихся в Достопочтенному Али истинную любовь[2].

Шейх аль-Муфид приводит следующее о нем:

«Хашим первым из мухаджиров и сподвижников принес после смерти Усмана присягу Достопочтенному Али. Данное Достопочтенному Али слово он безупречно держал до последнего своего вздоха и был верен своей присяге»[3].

Ибн Хаджар говорит следующее:

«Наместник Куфы Абу Муса аль-Аш’ари выступал против халифата Имама Али. Хашим отважно, без какого-либо намека на страх, заявил ему о том, что присягнул Достопочтенному Али»[4].

Хашим б. Утба очень любил Достопочтенного Али и был к нему очень привязан. Достопочтенный Али также ему очень доверял. В «Нахдж аль-Балага» он говорит о нем следующие слова:

«Я хочу дать наместничество над Египтом Хашиму б. Утбе. Если бы я раньше оставил Египет на попечение Хашиму, он не позволил бы начаться войне и не дал бы им шанса»[5].

Согласно историческим фактам, в битве при Сиффине Достопочтенный Али вручил знамя всадников Аммару б. Йасиру, а знамя пехотинцев – Хашиму б. Утбе[6].

Зайд б. Ваххаб говорит:

«В тот день, когда Достопочтенный Али вручил знамя Хашиму, Хашим одновременно одел два доспеха».

Смело сражаясь в битве при Сиффине, Хашим б. Утба был ранен. В результате полученных им ударов, он уже больше не смог встать на ноги. Дабы поднять боевой дух других бойцов, сражавшихся рядом с ним и заметивших его ранение, он сказал им:

«О сподвижники Али! Я был храбрым и смелым. Пусть мое падение и смерть не подействует на вас и не ослабит ваш дух. Моя смерть от рук врагов подобна колебанию при заклании верблюда. Пока есть вы, битва будет продолжаться».

Когда Достопочтенный Али услыхал, что Хашим ранен и находится при смерти, он отправился к нему и помолился о благе для него. Хашим сказал Достопочтенному Али, что нужно убрать с поля боя тела погибших бойцов, потому что их вид ослабляет боевой дух других воинов. Удовлетворив просьбу Хашима, Достопочтенный Али велел убрать с поля боя тела всех мучеников и похоронить их[7].

Статья подготовлена по материалам переводов трудов Проф.Др. Хайдар Баша

[1] Тарих аль-Багдади, т. 1, с. 196.

[2] Му’жам ар-риджаль, т. 19, с. 245.

[3] Аль-Джамаль, с. 104.

[4] Аль-Исаба, т. 6, с. 417.

[5] Нахдж аль-Балага, хутба 68.

[6] Сиффин Вакасы, с. 205; Ибн Аби-ль-Хадид, Шарх Нахдж аль-Балага, т. 4, с. 26.

[7] Ибн Аби-ль-Хадид, Шарх Нахдж аль-Балага, т. 8, с. 34.