"Сгорел сарай, гори и хата!"
(американская народная поговорка)
Пепел полиэтиленового пакета с тряпьем, подожженного в отсеке атомной подлодки "Майами", еще стучался в сердце американского маляра-пескоструйщика Кейси Фури, когда процесс пошел стахановскими темпами.
Про Кейси Фури-здесь : Хроники пикирующего гегемона. Мальчик хочет домой.
3 марта 2015 года три часа горел десантный транспорт-док USS Gunston Hall (LSD-44) типа "Уидби Айленд"(16100 тонн). Пожар начался на складе под главной палубой во время техобслуживания на верфи NASSCO в Портсмуте (Вирджиния). Последующий ремонт шел 3 года.
31 июля 2015 года запылал один из двух кораблей управления USS Mount Whitney (LCC-20), 16581 тонна. Пожар в дизель-генераторном отсеке случился в сухом доке верфи Виктор Ленац в хорватской Риеке. Удалось потушить за 45 минут. На ремонт понадобилось более двух месяцев.
10 ноября 2018 года эсминец USS Oscar Austin (DDG-79) во время годичной модернизации на судоремонтной верфи BAE Systems Norfolk в Вирджинии, вышел из строя из-за загоревшейся электропроводки. Расследование установило виновных- это были сварщики верфи BAE. С персоналом проведена воспитательная работа. Теперь эсминец не появится в строю до конца 2022 года.
В мае 2019 года не повезло нашему старому знакомому- эсминцу USS Fitzgerald (DDG-62), который после повреждений в результате чудовищного головотяпства проходил ремонтную реабилитацию на судостроительном заводе Ingalls в Миссисипи. После тренировочных пожарчиков февраля и декабря 2018 года полыхнуло "по взрослому" и перспективы возвращения в строй перенеслись в очередное светлое будущее.
14 ноября 2019 года универсальный корабль-док USS Iwo Jima (LHD-7), 40 500 тонн, густо задымил при техобслуживании на военно-морской базе Мейпорт ( Флорида). "Небольшой" пожар в грузовом отсеке тушили 5 часов штатная бригада и помощники с соседних кораблей. Сроки ремонта опять отодвинулись в прекрасное далеко.
Но настоящий джек-пот выпал в 2020 году.
12 июля 2020 года, в воскресенье, на военно-морской базе Сан-Диего около 8-30 утра над бухтой появились клубы черного дыма. Горел универсальный десантный корабль USS Bonhomme Richard (LHD-6).
"Пожар, по всей видимости возникший из-за нарушений техники безопасности во время планового обслуживания у пирса, уничтожил корабль «Боном Ричард» (Bonhomme Richard LHD-6) — один из 10 крупнопалубных десантных кораблей ВМС США. Эти корабли — неотъемлемая часть американского флота, нацеленная на сдерживание возрождающегося Китая. Потеря корабля стоимостью в миллиарды долларов — а этот исход весьма вероятен — больно ударит по всему флоту."(Forbes)
По иронии судьбы недалеко был пришвартован многострадальный эсминец «Фицджеральд» (USS Fitzgerald DDG 62).
О нём здесь: Хроники пикирующего гегемона. Девочки рулят.
На вертолетоносце проводились плановые ремонтные работы (кто бы сомневался...). При этом были отключены корабельные системы пожаротушения, на время работ большинство экипажа было отправлено на берег. Вместо штатных 1100 человек на борту громадного корабля оставалось лишь 160 человек. При этом, по правилам, при стоянке на базе минимально допустимое число моряков должно быть не менее 300.
Загорелось на нижней грузовой палубе, где при ремонте складировали заготовленные материалы и оборудование.
«Это были худшие часы для боевого корабля. Огонь распространялся до капитанского „мостика“, частично расплавлена обшивка. Рухнули конструкции на верхней палубе. Выгорели внутренние помещения. Там температура достигала 1000 градусов. Наши пожарные предприняли все меры, чтобы справиться с распространением огня».(Контр-адмирал ВМС США Ричард Собек).
27 часов вертолетоносец горел ясным пламенем, еще 4 дня все горело, тлело и дымило по углам. 5 дней пожара-беспрецедентны. Пожар быстро стал неуправляемым. Стальные конструкции под адским пламенем , до 1200 градусов по Фаренгейту, выгнуло, а "остров", изготовленный из алюминиевых сплавов, вообще расплавился и частью рухнул на палубу. Расплавились шины колесной техники на верхней палубе, огнем было повреждено 11 из 14 палуб корабля, обрушилась носовая мачта.
Пожарные вылили на корабль столько воды, что он стал на глазах крениться, сперва на правый, а потом и на левый борт. На борьбу с огнем были мобилизованы городские пожарные на спецмашинах и команды с соседних кораблей. При тушении пожара пострадало более 60 ( по другим данным около 80) человек, из них 23 гражданские пожарные. Пожарным с трудом удалось оградить от огня танки с 3700 тонн топлива, расположенные под загоревшейся палубой.
16 июля пожар наконец был потушен. И...буквально на следующий день произошло возгорание на однотипном USS "Kearsarge" (LHD 3) на верфи в Норфолке. Потушить удалось силами экипажа, но командование ВМС США временно приостановило все ремонтные работы.
Оценка ущерба шла до декабря 2020 года. Комиссия установила повреждение 60% помещений корабля. Восстановление УДК было оценено в 3 миллиарда долларов. Такие расходы посчитали нецелесообразными. В результате флот принял решение списать корабль.
В итоге из "10 негритят" десяти универсальных десантных кораблей-вертолетоносцев ( вторые по рангу после атомных авианосцев корабли американского флота, способные заменить АУГ и одни из немногих кораблей, с которых мог взлететь F-35 )-восьми типа "Уосп" и двух типа "Америка", осталось 9. Это если забыть о зависшей после пожара на ремонте однотипной "Иводзиме". С учетом неблестящей ситуации с авианосцами вообще грустно.
Списание огромного корабля, прослужившего всего 22 года, самая крупная потеря американского флота за несколько десятилетий. Зато теперь легче пройдет реформа Корпуса морской пехоты, лишившегося танков и другого тяжелого вооружения- кораблей бравым морпехам надо будет меньше.
Заменить корабль все равно нечем- мощности Ingalls Shipbuilding уже обеспечены заказами на многие годы вперед и на еще один УДК там места нет.
Умение американцев устраивать шоу из любого события, будь то свадьба, развод, похороны или парад чуд в перьях, бесспорно. 14 апреля 2021 года красочно, с песнями и плясками "империя Добра" проводила в последний путь гигантский десантный вертолетоносец USS Bonhomme Richard (LHD 6).
Шоу состоялось там же, в Сан-Диего. Командир корабля капитан Тороман и командующий третьей экспедиционной ударной группой контр-адмирал Филип Собек попрощались с флагом корабля и с командой, распределенной на другие корабли флота.
«По мере того, как моряки BHR расходятся по флоту, передайте командную работу, дух и единство своему следующему командованию. Для этой команды и то, что мы вместе испытали, является воплощением наших основных ценностей чести, мужества и приверженности. Стойкость, которую я видел - мужчина или женщина, моряк и все высшие чины, объединенных общим делом и силой зависеть друг от друга, - соответствовала моему девизу: учиться сражаться и сражаться ради победы. Для меня было честью и абсолютной привилегией быть вашим командиром ».(Капитан Грегори Тороман).
Как я понимаю, экипаж погорельца будет передавать коллегам ценный опыт: как угробить корабль на собственной базе без какого-либо воздействия противника.
А начиналось все так хорошо...
Шестой десантный вертолетоносец типа Wasp вступил в строй 15 августа 1998 года. Однако из 40 предполагаемых лет службы он смог одолеть лишь 22 года. Средняя стоимость корабля этого класса на 1989 год оценивалась в 750 миллионов долларов. Замена Wasp-ов, десантно-штурмовой вертолетоносец LHA класса America (в строю два и один строится) тянет уже на 3,3 миллиарда долларов на 2015 год.
Водоизмещение 40 358 длинных тонн (41 006 тонн ) при полной загрузке. Длина 257 м. Ширина 32 м. Осадка 8,2 м.
Двигатели- 70000 л.с. , 2 редукторные паровые турбины, два вала. Скорость 22 узла. Дальность 9500 миль при скорости 18 узлов. Размеры ангара 81 на 15,2 м, 8,5 м в высоту.
Десантные средства- 3 Десантный корабль на воздушной подушке LCAC или 2 LCU или 12 LCM.
Экипаж 1108 человек . Десант 1894 (плюс 184 человека) морских пехотинцев.
1 двухмерный радар воздушного поиска AN / SPS-49, 1 трехмерный радар воздушного поиска AN / SPS-48, 1 РЛС поиска поверхности AN / SPS-67, 1 Mk23 Система обнаружения цели (TAS), 1 РЛС управления воздушным движением AN / SPN-43, 1 РЛС управления воздушным движением AN / SPN-35, 1 AN / URN-25 ТАКАН , 1 система "свой-чужой" AN / UPX-24
Вооружение- 2 ПУ RIM-116, 2 ПУ RIM-7 Sea Sparrow, Две 20-мм системы Phalanx CIWS, Три 25-мм орудия Mk 38, Четыре пулемета
Авиакрыло- в зависимости от задания-
стандарт- 6 штурмовиков AV-8B Harrier II или 6 истребителей- невидимок F-35B Lightning II
4 ударных вертолета AH-1W / Z Super Cobra / Viper
12 конвертопланов штурмовой поддержки MV-22B Osprey
4 тяжелых вертолета CH-53E Super Stallion
3-4 универсальных вертолета UH-1Y Venom
ударный- 22+ MV-22B Osprey
морской-20 штурмовиков AV-8B Harrier II или 20 истребителей- невидимок F-35B Lightning II и 6 противолодочных вертолетов SH-60F / HH-60H
К 2020 году корабль прошел модернизацию, после которой получил возможность принимать новейшие истребители-бомбардировщики пятого поколения F-35. Стоимость работ составила около 250 миллионов долларов.
По результатам пожара было начато аж четыре расследования, включая собственно уголовное.
Как оказалось, причиной пожара на «Бон Омм Ричарде» также мог быть человеческий фактор.
В августе 2021 года следователи Службы криминальных расследований ВМС США после десятичасовой беседы арестовали 20-летнего матроса Райана Сойера Мэйса.
Арестовали "низашто", за невинную фразу в соцсетях: «Мне нравится запах напалма по утрам».
История парня оказалась не менее интересной. На флот он пришел с целью попасть в "морские котики", но что-то не сложилось и потенциального спецназовца отправили на кухню десантный корабль.
У следствия есть свидетель, который видел Мэйса, спускающегося к месту возгорания за 5 минут до пожара. По крайней мере спина была сильно похожа. Там же обнаружили бутылку из-под чего то легковоспламеняющегося и другие улики. Кроме того оказалось, что в частных разговорах Мэйс обзывал американский флот, американскую армию и правительство США самыми последними американскими словами. И еще сильно напивался 23 февраля и громко пел русские песни.
Шьют "поджог при отягчающих обстоятельствах и сознательную попытку создать угрозу для корабля". Вину Райан категорически не признает, утверждает, что его подставили.
У истории с вертолетоносцем есть еще один аспект. Который также отражает отрицательную динамику боеспособности американского флота. Флот США всегда славился идеально поставленной борьбой за живучесть. Как с технической стороны, так и в вопросе подготовки и мотивации экипажей. В войне на Тихом океане американские корабли выдерживали атаки сотен японских самолетов, моряки выводили через океан корабли, потерявшие чуть не половину корпуса.
Ради борьбы за живучесть на кораблях был предусмотрен увеличенный экипаж.
Американский моряк – это еще и очень хорошо тренированный пожарный, умеющий тушить пожары самых сложных категорий (в нашей терминологии), умеющий пользоваться практически любым противопожарным и спасательным снаряжением, действовать в условиях сплошного задымления и нулевой видимости, а еще способный выполнять поставленные задачи в таких условиях.
В 80-х годах американцы технологично вытаскивали из Персидского залива фрегаты после подрыва на минах или после поражения ПКР.
В 2017 году после столкновений с гражданскими кораблями были в итоге спасены два эсминца на Тихом океане, только благодаря еще не потерянным навыкам борьбы за живучесть.
На «Бон Омм Ричард» не получилось спасти корабль, стоящий на собственной хорошо оборудованной базе. Даже просто соблюдать правила не получилось. Пожар продолжался пока вертолетоносец не выгорел почти целиком. Не сработали правила пожарной безопасности, не сработала сигнализация и система пожаротушения, усилиями всей базы и привлеченных гражданских служб справиться с пожаром так и не удалось.
Американская пропаганда пытается уйти от выводов из этого инцидента, переводя стрелки на случившиеся тогда же пожары у китайцев (в начале 2020 года горел один из строящихся десантных вертолетоносцев тип 75) и русских ( в конце 2019 года авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" загорелся во время ремонта, а в октябре 2018 года затонул, повредив при этом "Кузнецова", плавучий док ПД-50). В нынешних реалиях можно пальцем показать и на французов, сжегших 12 июня 2020 года атомную подлодку "Перле".
Американские же тяжелейшие системные проблемы, похоже, никто не решать не собирается.
Флот США существует в условиях предельного напряжения, пытаясь присутствовать во всех узловых точках планеты. Корабли работают на износ, при этом они требуют длительных периодов техобслуживания и модернизации. Судоремонтные мощности тоже на пределе, корабли долго ожидают своей очереди. Подряды на ремонты распределяются по сложившимся правилам в соответствии с возможностями лоббистских группировок. Чужих там нет и не будет(об этом позже).
Свой огромный флот США не в состоянии обеспечить качественным личным составом. Исходя из этого критерии отбора снижены до предела. Значительная часть штата даже на боевых кораблях укомплектована женщинами, благодаря политике толерантности у них превосходные карьерные перспективы. На службу активно привлекаются и различные меньшинства. При этом нагрузка на тех, кто что-то умеет, вырастает кратно.
Значительно упали дисциплина и профессионализм. Забыто маниакальное соблюдение американцами техники безопасности.
“Важнейшие проходы завалены кабелями и другими легковоспламеняющимися материалами, моряки решают целый комплекс задач по техническому обслуживанию — нередко в условиях стресса, нехватки времени и тотальной экономии”.("Форбс").
Аналогичные проблемы испытывают и судоремонтные предприятия. Им просто уже не из кого выбирать, да это и не особо значимый для владельцев этап бизнеса, прибыль снимается еще на уровне дележа контрактов. В итоге работники верфей, не напрягаемые дисциплиной, очень толерантно относятся к вопросам безопасности.
При катастрофической нехватке персонала для флота, в Штатах практикуется еще и то, что СССР позволял себе лишь во время войны. Американцы "затыкают дыры" в оккупационных силах в Ираке, Афганистане и т.д. за счет военных моряков. Импровизированные отряды "морской пехоты" отправляют охранять американские базы в горах и пустынях.
Конечно, каждый отдельный факт, сам по себе, практически ничего не значит по сравнению с общей мощью американского флота. Но в совокупности и в динамике очевидно, что это системный кризис, развивающийся катастрофическими темпами. А количество неизбежно переходит в качество.
P.S. Еще не остыл корпус «Бон Омм Ричард», а американский флот постигла новая напасть. Строящийся второй атомный авианосец типа "Форд"- USS John Kennedy (CVN-79) 20 июля 2020 года пережил небольшой пожар, который удалось достаточно быстро потушить. Перед пожаром авианосец подвергся нападению толпы активистов BLM, “причина пожара остается неизвестной”.
Еще одно замечание для любителей переводить стрелки- 12 июля 2020 года в Сан-Диего сгорело нечто, по стоимости сравнимое с половиной всего российского флота.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам