Найти тему
Человек и здоровье

Василий Александрович Сухомлинский

В.А. Сухомлинский с детьми. Фото из открытых источников.
В.А. Сухомлинский с детьми. Фото из открытых источников.

Сегодня, 28 сентября 103 года со дня рождения Василия Александровича Сухомлинского. Великий педагог. Человек с огромным сердцем, которое полностью отдал детям. Главная книга его жизни так и называется: «Сердце отдаю детям». В 1941 г. уходит добровольцем на фронт. В январе 1942 г. получает тяжелейшее ранение. Осколок застрявший возле самого сердца врачи так и не решились удалить. Именно он и стал причиной смерти Василия Александровича в 1970 г. Его жену и новорожденного младенца, оставшихся на оккупированной территории, зверски убили гестаповцы. Боль этой трагедии В.А. Сухомлинский тоже пронес через всю свою жизнь. В 1948 г. он стал директором Павлышевской средней школы и пробыл на этом посту до самой смерти. Он не только воспитывал детей, но и организовал специальные курсы для родителей, на которых совместно с папами и мамами искал подходы к каждому конкретному ученику. Его любили и уважали все, а он все свои силы и время отдавал детям.

Главные принципы педагогики В.А. Сухомлинского сформулированы им в многочисленных статьях и книгах.

Обучение – как радостный труд. Воспитание Личности – важнее обучения. Воспитывает каждый момент жизни, каждая встреча, каждое впечатление. Важнейшая роль в воспитании ребенка принадлежит родителям. Нравственность базируется на долге. Долге перед людьми, родителями, обществом, коллективом. Труд умственный должен сочетаться с физическим.

В.А. Сухомлинский. Фото из открытых источников.
В.А. Сухомлинский. Фото из открытых источников.

Его мысли сейчас звучат не менее актуально, чем 50 лет назад. Вот, например, словно написанное на нашу злобу дня, для общества потребления:

«Изнеженные и распущенные индивидуумы формируются тогда, когда в их жизни главенствует единственная радость — радость потребления».

А это – основополагающий принцип формирования личности во все эпохи:
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

Вот о вреде чрезмерного напряжения и нарушения режима. Многим родителм стоит взять на заметку:
«Совершенно недопустим напряжённый умственный труд, особенно заучивание, в последние 5-7 часов перед сном. На многих фактах мы убедились, что, если ребёнок в течение нескольких часов перед сном сидит за уроками, он становится неуспевающим».

А вот о причинах нехватки свободного времени:

«Безделье на уроках, отсутствие умственного труда там, где он должен быть – главная причина отсутствия свободного времени».

Очень важно услышать, понять и принять эту мысль каждому родителю, всем, кто носится с ребенком как с со стеклянным центром мироздания:

«В детстве не должно быть бездумного, безмятежного счастья».

Нужно учить отзывчивости и состраданию:

«Пусть горе других людей входит в сердце ребенка».

Философская мысль подкрепленная личной практикой и всей историей человечества:

«Жизнь устраивает человеку экзамен на каждом шагу, и выдерживает он его своим поведением, своей деятельностью».

Ну и наконец о счастье, семье и долге:

"Наивысшее личное счастье — бороться за что-то более значительное, чем личные интересы".

"Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро".

"Долг перед отечеством — святыня человека".

Если бы хотя бы эти принципы родители старались бы ежедневно воплощать в жизнь, то мы жили бы совсем в другом обществе. Хотя, никто же не мешает заняться этим прямо сейчас, не дожидаясь завтрашнего дня. Ну а надежда жива, пока жив человек.