Сегодня, 28 сентября 103 года со дня рождения Василия Александровича Сухомлинского. Великий педагог. Человек с огромным сердцем, которое полностью отдал детям. Главная книга его жизни так и называется: «Сердце отдаю детям». В 1941 г. уходит добровольцем на фронт. В январе 1942 г. получает тяжелейшее ранение. Осколок застрявший возле самого сердца врачи так и не решились удалить. Именно он и стал причиной смерти Василия Александровича в 1970 г. Его жену и новорожденного младенца, оставшихся на оккупированной территории, зверски убили гестаповцы. Боль этой трагедии В.А. Сухомлинский тоже пронес через всю свою жизнь. В 1948 г. он стал директором Павлышевской средней школы и пробыл на этом посту до самой смерти. Он не только воспитывал детей, но и организовал специальные курсы для родителей, на которых совместно с папами и мамами искал подходы к каждому конкретному ученику. Его любили и уважали все, а он все свои силы и время отдавал детям.
Главные принципы педагогики В.А. Сухомлинского сформулированы им в многочисленных статьях и книгах.
Обучение – как радостный труд. Воспитание Личности – важнее обучения. Воспитывает каждый момент жизни, каждая встреча, каждое впечатление. Важнейшая роль в воспитании ребенка принадлежит родителям. Нравственность базируется на долге. Долге перед людьми, родителями, обществом, коллективом. Труд умственный должен сочетаться с физическим.
Его мысли сейчас звучат не менее актуально, чем 50 лет назад. Вот, например, словно написанное на нашу злобу дня, для общества потребления:
«Изнеженные и распущенные индивидуумы формируются тогда, когда в их жизни главенствует единственная радость — радость потребления».
А это – основополагающий принцип формирования личности во все эпохи:
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
Вот о вреде чрезмерного напряжения и нарушения режима. Многим родителм стоит взять на заметку:
«Совершенно недопустим напряжённый умственный труд, особенно заучивание, в последние 5-7 часов перед сном. На многих фактах мы убедились, что, если ребёнок в течение нескольких часов перед сном сидит за уроками, он становится неуспевающим».
А вот о причинах нехватки свободного времени:
«Безделье на уроках, отсутствие умственного труда там, где он должен быть – главная причина отсутствия свободного времени».
Очень важно услышать, понять и принять эту мысль каждому родителю, всем, кто носится с ребенком как с со стеклянным центром мироздания:
«В детстве не должно быть бездумного, безмятежного счастья».
Нужно учить отзывчивости и состраданию:
«Пусть горе других людей входит в сердце ребенка».
Философская мысль подкрепленная личной практикой и всей историей человечества:
«Жизнь устраивает человеку экзамен на каждом шагу, и выдерживает он его своим поведением, своей деятельностью».
Ну и наконец о счастье, семье и долге:
"Наивысшее личное счастье — бороться за что-то более значительное, чем личные интересы".
"Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро".
"Долг перед отечеством — святыня человека".
Если бы хотя бы эти принципы родители старались бы ежедневно воплощать в жизнь, то мы жили бы совсем в другом обществе. Хотя, никто же не мешает заняться этим прямо сейчас, не дожидаясь завтрашнего дня. Ну а надежда жива, пока жив человек.