Найти тему
Пещерный лог

Уральской спелеологии 60 лет. Что значит "От Светлой к 1500?"

Рассказ о Свердловской городской спелеосекции принято начинать с лета 1961 года, когда трое свердловских туристов (Юрий Лобанов, Николай Лизунов, Анатолий Вагапов) отправились в поход на Северный Урал. Они собирались перевалить через Уральский хребет, а потом сплавиться по Вишере на плотах, но вместо этого оказались недалеко от Североуральска, в окрестностях озера Светлое. Грот, полочка и уходящий вниз колодец с очень узким горлом. Сталактиты, восторг первопрохождения, серьезные сложности на выходе. Как результат – решение переквалифицироваться из обычных туристов в исследователей пещер. Спелеологов.

Дальше каждые выходные посвящались подземным полостям, а участников этих вылазок становилось все больше. Осенью 1961 года это был уже вполне сформировавшийся коллектив, который отправился в десятидневную экспедицию на Средний Урал. Ее задачей были поиск и исследование новых пещер на реке Серга. Именно в этой экспедиции были открыты Аракаевская и Глиняная. Команда уже тогда называла себя Свердловской спелеосекцией, а приписана была к городскому туристическому клубу.

Тренировка на Чёртовом городище, 1962 год
Тренировка на Чёртовом городище, 1962 год

Таким образом, свердловские туристы, немногим позже красноярцев и крымчан, стали пионерами спелеологического движения СССР. Ведь официальная спелеосекция при Центральном совете по туризму и экскурсиям была зарегистрирована только весной 1962 года. Это произошло уже постфактум, так сказать «по многочисленным заявкам трудящихся», а главное, по неписаному правилу советского государства: есть явление – должна существовать и официальная структура для контроля и руководства.

Летом 1962 года свердловчане потянули уже два серьезных мероприятия одновременно: поисковая экспедиция на Южный Урал (в ней была открыта пещера Кызыл-Яровская (Максимовича) и участие в первом всесоюзном слете спелеологов, который проходил в Крыму, на Ай-Петри, где в те годы работала Комплексная карстовая экспедиция. От нее работу слета курировал Виктор Дублянский, общее же руководство осуществлял председатель Центральной спелеосекции Владимир Илюхин. Участвовали 110 спелеологов из 14 городов СССР. Свердловчан было трое. Они привезли из Крыма совершенно новые знания и навыки, а кроме того оставили свой след на Ай-Петри в виде шахты Уральская, которую обнаружили и частично исследовали во время слета. Кстати, через год уральцы еще раз «отметились» в Крыму: во время инструкторских сборов на Караби открыли пещеру, которую было решено назвать Визовская.

Сборы в Крыму. 1962 год, на переднем плане Владимир Илюхин
Сборы в Крыму. 1962 год, на переднем плане Владимир Илюхин

В 1964 году СГС набрала первую школу, и сразу 160 человек, а в 1965 году СГС отделяется от городского турклуба, получив собственное помещение. Этап становления пройден: появились законы и традиции, сформирована идеология, есть лидеры и боевой состав. Жизнь секции обрела определенную цикличность: февраль и лето – поисковые экспедиции, май и ноябрь – участие во всесоюзных мероприятиях; все выходные – тренировки и «походы выходного дня». В сентябре – день рождения секции. Годовщина. К каждой Годовщине правление секции и ее председатель готовят Приказ. А как вы хотите? Жизнь в Советском Союзе обязывает. И даже обороты используются традиционные, но с таким сарказмом, что было бы это лет на 40 пораньше – всех бы посадили.

Вот краткая выжимка из Приказа 1968 года:

«В обстановке неослабевающего трудового порыва, бдительно стоя на страже завоеваний социализма, наша страна уверенно движется навстречу знаменательным датам: 50-летию комсомола и 100-летию со дня рождения Ленина. Всякая круглая дата в жизни людей – ответственный момент. В первую очередь, потому что это время подводить итоги. Итак, чего мы достигли? Добились ли того, что хотели достичь? Да, добилась. И в то же время нет, еще нет.
Наша цель была – исследовать пещеры. Не осматривать, как спелеотуристы, не проходить,как спелеоальпинисты, а исследовать. То есть мы хотели быть спелеологами. Мы добились того, что СГС стала спелеологической секцией. Можете радоваться этому, так как не всякая спелеосекция является спелеологической. Что мы смогли сделать за эти 7 лет? Немного хронологии.
1961. Светлая – первая «своя» шахта – начало СГС. Потом Дружба, Серьга.
1962. Двухмесячное турне по Южному Уралу. Голодные, оборванные спелеологи штурмуют новые крупные пещеры Кызыл-Яр, Сухую Атю, Шахту-47, а тем временем в Крыму другая наша команда вбирает в себя чужой опыт.
1963. Небольшая команда с этим новым опытом в сытости, спокойствии и довольстве исследовала снова те же самые пещеры, солидно вняв, описав и сделав все, что было нужно.
1964 год был суровым. На Всесоюзном сборе спелеологов в Каповой пещере в нашей группе погиб уфимец Валерий Нассонов.
1965. СГС ожесточилась: 5 групп набросились на пещеры Урала и Кавказа.
1966. Зимняя экспедиция в Темировскую, потом летняя на Белую.
1967. Множество пещер на Белой, среди них и вторая по глубине шахта Урала.
1968. Добрались до самого Сумгана.
От Светлой до Сумгана 7 лет – это десятки экспедиций на Урале, Кавказе и Крыму. 23 км снятых ходов и гротов, свыше 1 км колодцев. Это много квадратных метров планов, сотня страниц описаний, отчетов, статьи, книги. Так добились мы все-таки того, чего хотели? Нет! В 1961 решили: «От Светлой – к 1500!». Не в длину, конечно. А что есть? Максимум Сумган. Да и тот не дотянул даже до 150-ти. Да и тот не наш, как сказал Щепетов. Итак, всего, что хотели, не добились и нечего думать сделать это в ближайшем будущем. Так пусть «1500» будут нашей мечтой, как светлое будущее, которого у нас никогда не будет»... © Юрий Лобанов.
-3

Автор текста: Светлана Логинова (книга "СГС. Первые полвека", Екатеринбург, 2011 год).

#фондпрезидентскихгрантов #спелеологиуралавцентрекадра