Думаю, вы уже поняли, что одна из сложнейших задач писателя — это создание образа яркого, живого и в то же время адекватного героя. И как в решении любой сложной задачи, ошибок здесь делается достаточно. О картонных героях вы можете прочитать в предыдущей статье, а в этой мы продолжаем разговор об ошибках. Стремясь избежать «картонности» персонажей, авторы иногда впадают в другую крайность.
Излишняя детализация
Добросовестные и опытные современные писатели серьёзно относятся к проработке образов персонажей: составляют анкеты, а то и настоящие досье, продумывают историю начиная с детства героев, подбирают в интернете подходящие фотографии для лучшей визуализации.
Всё это очень хорошо и полезно. Если в меру. Иногда в погоне за достоверностью писатель пытается познакомить читателей со всеми своими наработками и настолько увлекается деталями, что читающий буквально тонет в них. А автор, стремясь не упустить ни одной важной, с его точки зрения, подробности, всё сыплет и сыплет описаниями.
Да, когда-то многостраничные описания были в моде, или их просто терпели, так как выбирать было не из чего. Кому-то они удавались неплохо, и этот автор становился популярным, а кто-то, увы, сходил с литературного поприща. Кстати, причина такого описательства была не только в моде, но и в формате изданий. Но сейчас не об этом. Кроме недовольства современных читателей, у чрезмерно детализированных описаний героя есть два серьёзных недостатка.
Во-первых, длинные описания разрывают текст и мешают его целостному восприятию. Конечно, не все и не всегда. Но, как я часто пишу, чтобы не впадать в крайности, нужна особая способность к созданию литературной гармонии. Это дано далеко не всем. Поэтому получается, что вместо ожидаемой динамичной сцены идёт россыпь деталей, так как автор внезапно вспомнил, что не сказал о своем герое что-то очень нужное.
Во-вторых (и это даже важнее), подробное описание героя не оставляет шансов для воображения читателя. А ведь гораздо интереснее, когда образ персонажа рождается в голове, и у каждого читателя он свой, поэтому понятный и близкий. Можно сказать, родной. Поэтому описания как на стенде «Их разыскивает полиция» - это не лучший вариант.
Подробные и детальные описания встречаются и в начале книги, когда автор стремится познакомить читателя со своими персонажами сразу и как можно более подробно. Вдруг этот недотёпа читатель что-нибудь не так поймёт? Герой ещё и не сделал ничего интересного, а автор уже подробно расписал все его характеристики.
Это неудачное начало. Детали, личностные черты, нюансы характера лучше разбросать по тексту, чтобы образ складывался постепенно. И проявляться они должны в действиях, поступках, особенностях речи, а не просто декларироваться. А то случается, что автор представит читателю героя как крутого перца, бывалого вояку, уважаемого всеми лидера, а по тексту ведёт он себя как нерешительный и мстительный слабонервный подросток.
Не в меру страдающий герой
«Герой должен страдать!» — этот совет нередко дают опытные авторы начинающим. И я об этом тоже писала. Страдающий герой не только вызывает сочувствие читателей, но впоследствии, проявив силу воли и мужество, способен победить врагов и завоевать право на счастье. Чем опять же порадует читателей и вызовет у них не только сочувствие, но и уважение.
Но некоторые авторы, следуя этому совету, чрезмерно увлекаются описанием страданий персонажей и всеми силами стараются выдавить у читателя слезу. В итоге герой у них превращается в «хромую собачку» - жалкого и несчастного неудачника. Да к тому же нередко и нытика. Потому что автору же недостаточно просто описаний разных бед и несчастий всеми обижаемого персонажа, надо ещё и рефлексии добавить. Вот герой и начинает стонать и причитать из-за любой неприятности, вместо того чтобы бороться с ней. И, думаю, вы поняли, что героинь это тоже касается.
Может такой персонаж вызвать симпатию? Вряд ли.
Другая крайность: жестокость как достоинство
Чрезмерно крутых и жестоких героев тоже немало. Причём не только в мужской прозе (боевиках, ЛитРПГ, постапокалиптике, темном фэнтези), но и в женских любовных романах. Авторы, к сожалению, нередко путают сильных и волевых людей с жестокими и беспощадными тиранами. Что поделаешь, и в жизни доброта нередко принимается за слабость. А в книгах и тем более.
Стараясь изобразить своего героя так, чтобы он, не дай бог, не показался слабым, автор заставляет его демонстрировать жестокость не только к врагам, но и к соратникам.
Персонаж, доказывающий своё право сильного кулаками, держащий в страхе соратников, убивающий без малейшего сомнения — встречали таких в книгах? Наверное, в реальности подобные типы тоже попадаются, но никто не считает их положительными героями. А в книге они ещё и выглядят нереалистично, особенно если потом, встретив какую-нибудь влюбчивую девицу, превращаются в нежных, ласковых котяток.
Ещё менее правдоподобно выглядит эта влюбчивая девица в роли кровожадной беспринципной хамки. И это уж точно не делает ее волевой самостоятельной женщиной, и вызывать симпатию и уважение она может только у закомплексованных подростков.
Подобные типажи уже давно превратились в штампы и гуляют по страницам, к сожалению, не только сетевой литературы, но и печатных изданий.
Мэри Сью и Марти Сью
Это ещё один типаж неудачных героев, часто пересекающийся с предыдущим. Имена Мэри Сью и Марти Сью давно стали нарицательными для героев особого типа: с одной стороны, суперсильных, суперкрасивых, одарённых всяческими способностями и талантами; а с другой стороны, хамоватых, наглых, беспринципных, любящих злые шутки. И несмотря на это, такие персонажи всегда окружены множеством поклонников, преимущественно, больших боссов, ректоров, принцев или верховных магов. А за Марти Сью везде таскается куча разнокалиберных девиц, мечтающих о ночи со своим кумиром, и в каждой таверне его ждёт пылкая любовница.
Подробнее о Мэри Сью можно прочитать в другой статье. Такой специфический образ может даже вызвать определённый интерес своей претензией на юмор. Он нравится тем же закомплексованным подросткам, которым тоже хотелось бы с ноги открывать дверь в покои принца или принцессы и хамить вооружённым до зубов головорезам. Однако для серьёзной литературы такие герои не годятся в силу своего неправдоподобия, и заштампованности.
Подводя итоги, замечу, что основных ошибок в создании образа героя можно избежать, если соблюдать меру, не увлекаться какой-то одной стороной образа. И тщательно прорабатывая детали, необязательно все их вываливать на читателя. Автор о герое и о мире должен знать больше, чем попадёт в его книгу, тогда история получится достоверной, а образ героя правдоподобным.
#литература #творчество #авторам #полезные советы #книги