Найти в Дзене
Акварель с Кирой Салимовой

«Метростроевки» Александра Самохвалова: попытка понять технику акварели

Оглавление

Александр Николаевич Самохвалов — советский художник, вошедший в историю искусства как создатель целой галереи женских образов. Красота этих образов не в утончённой грации, а в трудолюбии и силе, которая сопоставима с мужской. Десять девушек, работающих на строительстве метро, — настоящая жемчужина в этой галерее. Девушки метростроя носят арматуру, работают сверлом, справляются с бетономешалкой и лебёдкой, оставаясь при этом по-женски привлекательными.

«Девушки метростроя» (ещё девять девушек из серии смотрите в галерее в конце этой статьи) — совсем небольшие акварели, размером примерно 28,1х45,2. Предполагаю, что автор резал лист 56,2х90,4 на четыре части. Стало быть он использовал не ватман (59,4х84,1) , а какую-то специальную акварельную бумагу, раз она иного размера. Но это только моя догадка.

Самохвалов А.Н. У лебёдки, 1934. Из серии "Девушки метростроя". Бумага, акварель. 45,2 x 28,1. Государственный Русский музей
Самохвалов А.Н. У лебёдки, 1934. Из серии "Девушки метростроя". Бумага, акварель. 45,2 x 28,1. Государственный Русский музей

Почему автор выбрал акварель

На наше счастье Александр Самохвалов оставил книгу воспоминаний «Мой творческий путь». В книге есть объяснение, почему для воплощения замысла была выбрана именно акварель:

«Это был призыв комсомола к добровольному участию в строительстве первого в нашей стране метро. Я был в это время в санатории Дома ученых в Узком. И оттуда наезжал в Москву на места стройки. Было бы смешно ставить там этюдник и пытаться списать этих быстро двигающихся, красивых и гордых строительниц метрополитена. Их образ складывался в движение, мотивированное их энтузиазмом. И каждое их движение было монументально, как песнь о великом механизированном труде.<…>
Здесь нельзя было изолировать объект от действия, нельзя было тащить его к себе в мастерскую. Необходимо было развить остроту восприятия и зрительную память, значит, сделать превалирующим момент наблюдения и изучения... <…>
Я остановился на акварели. »

То есть художник приходил на стройку, наблюдал за девушками, а рисовать шёл в мастерскую и так создавал образы, которые отпечатывались у него в памяти. Высший пилотаж!

Давайте порассуждаем, в какой последовательности Самохвалов мог писать девушку у лебёдки. Тут я не буду претендовать на истину, но попробую составить сценарий действий, который кажется мне наиболее вероятным.

Первый слой, светлые пятна

Все знают, что акварелью удобно работать от светлого к тёмному. У нашей метростроевки видно три цвета в подложке: приглушённый жёлтый (возможно охра), что-то красное и ультрамарин. Весь фон охристый, охра с примесью красного кадмия даёт цвет кожи. Ультрамарин с красным и каплей той же охры виден в светлых частях рабочих брюк. Более синяя смесь из тех же пигментов триады использована в цвете футболки. Совсем небольшой кусочек чистого ультрамарина автор положил в области девичей груди. Акцентировал элемент, на который нужно обязательно посмотреть. (Вроде пошутила, а ведь так оно и есть!)

Подчеркну, что весь колорит в первом слое связывает охра. Может быть потемнение сверху вниз обеспечивает ещё какая-то земля — жжёная умбра или какой-нибудь коричневый марс.

Второй слой, тёмные пятна

Для утемнения теней умбру жжёную удобно смешивать с ультрамарином. Стало быть, палитра расширяется только за счёт тёмно-коричневой краски. А может быть и не расширяется, если жжёная умбра более прозрачно уже использовалась в первом слое. Где синего больше, там плотность красочного слоя выше, где больше коричневого, там пятно светлее. На лице и руках девушки второй слой положен мягко. Возможно по-мокрому. Складки одежды на свету резкие, а на границе с собственными тенями также смягчены. Все строительные подробности выделены чётко, однако качество касания разное.

Забавно, но девушки не знали, что за ними наблюдает художник:

«...ни одна из работниц Метростроя не догадывалась, что за ее работой, за ее движениями наблюдают, имея в виду ее изображение. На месте я даже не делал никаких заметок. Только в случае чрезмерной зыбкости впечатления заносил в маленькую записную книжку ту или иную черту, значение которой было понятно только мне. Спустя некоторое время, я беспорядочно сразу зарисовывал все, что можно было вызвать в памяти.
После каждого похода на Метрострой вырисовывались с достаточной яркостью два-три образа. Их я и осуществлял в акварелях.»

Посмотрим, какие образы ещё вошли в серию. Листайте галерею!

Ну как вам девушки? Акварель им к лицу?

Берегите вдохновение!

Ваша К. С.