Что делать, если на дворе 1920-е годы, а музыка Кальмана, безусловно, чудесна, но либретто его оперетт мало подходят для постановки в революционной Советской России? Правильно, надо написать свое либретто. И вот за дело взялись В. Раппопорт и Е. Геркен. Но... не заладилось. История о французской актрисе, попавшей в крепостную зависимость, которую они написали, упорно не желала ложиться на музыку Кальмана. Тогда Н.М. Стрельников сочинил новую музыку. Получилась вполне оригинальная оперетта "Холопка". Правда, в одном месте, в песне гусар, явно слышится музыка из "Принцессы цирка". Будет время, сравните арии "Эй, гусар! Эй, гусар! Веселись, пока не стар" и "Эй, гусар, пей вино из полных чар и песню пой."
Время шло. И с большим успехом шла на советских сценах "Холопка". С Кальманом, кстати, тоже уже проблем не было, видно решили, что классика - это классика, и куда ж без нее. И вот в начале 1960-х было решено экранизировать оперетту Стрельникова. Сказано - сделано. И в 1963 году на экраны страны вышел фильм "Крепостная актриса". Успех он имел бешенный. И это вполне понятно, ибо он и через 60 лет отлично смотрится.
Правда, сюжет этой ленты немного отличается от сюжета оперетты Стрельникова, ибо французская актриса превратилась в нашу, русскую, Настю. В Санкт-Петербург из Парижа возвращается Андрей Туманский, единокровный брат князя Батурина. Их отец недавно скончался и, вот беда, вольная Андрея, чья мать была крепостной, куда-то задевалась. Никита Батурин, искренне любящий брата, уговаривает того уехать обратно за границу. (Логично, ведь по эдикту Людовика X земля Франции давала волю рабам. Нет, этого в фильме нет, это моя ремарка). Но Туманский узнает, что в имении графа Кутайсова будет выступать актриса придворного театра Анастасия Батманова, которую он встретил в Париже и в которую влюблен. (Если учесть, что Россия входила и в первую (1792-1797), и во вторую антифранцузскую (1798-1802) коалиции и с 1798 неплохо так воевала с французами в Италии и на Средиземном море, то лично у меня встает вопрос: как герои могли встретиться в столице государства, с которым воюет Россия? Ну, могли бы уж авторы героев в другое место отправить.) Туманский приезжает к Кутайсову...
К счастью, исторические ляпы тут минимальные, и все искупает отличная музыка Стрельникова, неплохая режиссура Тихомирова, который вообще специализировался на постановке фильмов-опер, и красочные костюмы. Они настолько красивы, что в 12 лет я мечтала о русском сарафане, таком, как у Поленьки.
Главный художник И. Вускович и художники по костюмам Е. Словцова и Н. Холмова провели большую работу. И наряды в фильме выглядят исторично (хоть и несколько стилизовано), эстетично и очень подходят персонажам. Вот, например, Анастасия Батманова, оперная дива.
А вот она же, снова ставшая крепостной.
Правда, свадебное платье выбивается из общего ряда. Для 1801 года и вырез слишком глухой, и цвет не тот. В ту пору белый еще не был признаком невесты. Но тут, видно, решили сделать героиню ближе к зрителям XX века. Все ж наши соотечественники (и не только наши) историей костюма не увлекаются в массе своей уверены: невеста должна быть в белом и точка!
А какие в "Крепостной актрисе" типажи! За подбор актеров тут не 5, тут 5 с плюсом ставить надо. Андрей Туманский (Д. Смирнов) как будто сошел со старинного портрета. Если написать маслом полотно, взяв за основу кадр из фильма, никто и не подумает, что это - человек XX века. Изумительно хороша юная Тамара Семина в роли Батмановой. Прекрасна задорная и храбрая субретка Поленька в исполнении Гренады Мнацакановой. И совершенно непонятно, почему эта талантливая актриса нигде больше не снималась. Сергей Юрский, которому год назад не доверили роль Ржевского в "Гусарской балладе" под предлогом, что он слишком некрасив, здесь блистательно сыграл гусара Батурина.
Злодеи получились комичными, но ведь это оперетта. Евгений Леонов сыграл графа Кутайсова, личного брадобрея Павла I. Этот персонаж действительно существовал, правда авторы либретто немного погрешили против истины. Вступивший на престол император Александр приказал арестовать Кутайсова, в фильме же его зовут на прием во дворец. С. Филиппов сыграл тупого и подозрительного управляющего Елпидифора.
А Авдотья (М. Полбенцева), давняя фаворитка Кутайсова? Вот - та самая баба, что "коня на скаку остановит", и которой не страшен ни ее хозяин в опочивальне, ни медведь в там же.
Фильм получился очень русским. И, наверное, этому немало помогло то, что действие происходит зимой.
Запушили путь метели,
Стонут сосны, стонут ели,
Злой мороз крепчает и трещит!
Словно ветер, словно птица
По дороге тройка мчится,
Лихо свищет молодой ямщик.
Не выходит песня из ума.
Хороша ты, матушка Зима!
Минусы.
Ну, кроме пары исторических ляпов, про которые я уже сказала и которые, к счастью, общей картины не портят, есть сцена, которая вогнала меня в ступор. Это когда Анастасия приходит к Андрею, брошенному в подвал по приказу Кутайсова. И говорит: "А что мне воля без тебя? Ведь ты ж из-за меня неволи не устрашился. Бить будут, надругаются. Зато вместе." То есть, лучше я буду крепостной, лучше меня изобьют и изнасилуют, но я буду с тобой, чем без тебя, но свободной? Это что за мазохизм? А Андрею то-то радости, что его жену другой, хм, иметь будет. В общем, что-то этого эпизода я не поняла и не приняла категорически.
Но в целом фильм очень хорош.
Картинки с сайта https://www.imdb.com/