Как многими замечено – мы живем сейчас в эпоху тотального фуфла. Жертвы глобализации и унификации, потребители серийного и одноразового товара… Тем ценней возможность прикоснуться к истинным ценностям, многие годы хранящим тепло человеческих рук. В мире коллекционирования предметов антиквариата есть бессчетное количество разнообразных тем и направлений и каждый из собирателей выбирает свое, наиболее близкое по духу и интересам. В этой серии публикаций я расскажу об одной из этих тем, достаточно редкой по сравнению со, скажем, коллекционированием живописи или почтовых марок и при этом находящейся на стыке совершенно противоположных направлений собирательства – предметов искусства и объектов техники.
Маскоты, талисманы, фигуры, амулеты, статуэтки, украшения и орнаменты… Как только не называют производители, продавцы и коллекционеры эти маленькие произведения искусства, украшавшие в течение более чем полувека капоты и радиаторы автомобилей. Сейчас можно составить список из нескольких тысяч известных маскотов: эмблемы различных марок автомобилей, мужские и женские изображения, животные, стилизованные и аллегорические фигуры, юмористические персонажи и т. д. Источники вдохновения бесчисленны, а авторы таких талисманов зачастую оставляли значительный след в истории искусства. Этот феномен, берущий начало в туманных и овеянных романтикой самопередвижения годах зари автомобилизма, стал поистине мировым и весьма стойким, чем-то гораздо большим, нежели эфемерная мода. В наше время прекрасные и удивительные фигурки, потеряв свое прежнее предназначение – быть украшением автомобиля – стали объектом коллекционирования.
Маскоты можно подразделить на несколько групп: брендовые (являвшиеся эмблемой автомобильной фабрики или отдельной модели); рекламные (представляющие некий товар, производителя или даже печатное издание); официальные знаки (эмблемы автомобильных клубов и символы принадлежности к государственным структурам); и фигурки – фантазии (наиболее обширная категория, включающая самые разнообразные формы и сюжеты). Из брендовых маскотов всем известны и памятны: знаменитая «мерседесовская» трехлучевая звезда, хищный ягуар одноименной английской марки, романтическая леди в развевающихся одеждах от «Rolls-Royce», и конечно же – самая известная накапотная фигурка советского времени – прыгающий олень от автомобиля ГАЗ-21 «Волга». Менее знакомы широкой публике, но очень ценимы коллекционерами: летящий аист некогда знаменитой Hispano-Suiza; Икар, исполненный в стиле «Ар-Деко», украшавший длиннющие капоты автомобилей Isotta-Fraschini; крылатая литера «В» - символ английской марки Bentley.
Самым известной рекламной фигуркой без сомнения является Бибендум – смешной человечек, как бы составленный из автомобильных шин – талисман французской фирмы Michelin, неизменно сопутствующий французскому производителю автопокрышек вот уже на протяжении столетия. Вариантов этого маскота очень много, причем выполненных из разных материалов, вплоть до пластмассы. Гораздо реже встречается в коллекциях маскот в виде негритянской головы – рекламная фигурка ныне уже не существующей фабрики Oleo Magneto, производившей свечи зажигания и электроприборы для автомобилей.
К категории маскотов - официальных знаков в первую очередь относятся эмблемы автомобильных клубов, а их в первой половине ХХ века насчитывалось несколько тысяч. Членам официальных объединений автомобилистов, как правило, предоставлялись льготы при покупке топлива, смазочных материалов и запчастей, а порой и в ресторанах, так что клубные эмблемы с бамперов и кузовов авто довольно быстро перекочевали на пробки радиаторов и из плоских табличек стали объемными фигурами. Таким образом, система скидок для членов автоклубов имеет давнюю историю и нынешние пластиковые карточки – лишь жалкое подобие прежних нарядных эмалевых шильдиков и фигурок-маскотов с монограммами обществ владельцев автомашин. В этой же группе накапотных фигур относятся знаки государственных служб и ведомств, в свое время игравших ту же роль, как сейчас пресловутые «мигалки», «крякалки» и «специальные номера». К примеру, в Германии времен Третьего Рейха существовали маскоты для официальных лиц NSKK (Национал-социалистического корпуса водителей), депутатов Рейхстага и т.п.
И, наконец, самая обширная группа накапотных фигурок, которые более уместно было бы назвать «талисманами» (а это как раз и есть прямой перевод слова «маскот» с французского и английского языков) – маскоты-фантазии. К этой категории относят художественные статуэтки, выбор которых зависел только от воли и вкуса хозяина автомобиля. Огромное разнообразие таких талисманов отражало интересы, предпочтения и фантазии представителей всех слоев человеческого общества – от аристократов до кухарок (если, конечно, кухарка могла позволить себе владеть автомобилем). ;-)
С вдохновением и мастерством лучшие скульпторы, художники и литейщики создавали настоящие произведения искусства, некоторые из которых в наше время сводят с ума любителей антиквариата, устраивающих на крупнейших мировых аукционах настоящие баталии за возможность владеть ими. Какие-то маскоты изготавливались крупными партиями и владельцы машин могли приобрести их, заглянув в магазин автомобильных запчастей и принадлежностей или заказав по каталогу. Они были сравнительно дешевы и без сомнения – популярны. Другие фигурки с великой тщательностью и преобладанием ручной работы делались в небольших литейных мастерских, обслуживающих в основном профессиональных скульпторов. Тиражи таких изделий, как правило, были небольшими – от нескольких десятков до нескольких сотен, на фигурках выбивался индивидуальный номер, а бывало, и общее количество. Стоили такие маскоты дорого и продавались через магазины ювелирных изделий и роскошных аксессуаров или посредством художественных галерей. Как правило, такие респектабельные торговые дома ежегодно выпускали иллюстрированные каталоги, где неизменно присутствовал раздел, посвященный маскотам. Рассматривая эти издания, можно почерпнуть немало ценной информации о скульпторах, производителях, а иногда и количестве выпущенных фигурок.
Если же владелец роскошного авто желал иметь в качестве украшения совсем уж уникальный шедевр – он выбирал художника, как правило, уже прославившегося в этой области, и заказывал ему изготовление единственного экземпляра по своему желанию и в соответствии с личным вкусом. После отливки форма уничтожалась, а мастер подписывал обязательство не копировать изделие. Такие предметы уникальны и встречаются на антикварном рынке чрезвычайно редко.
Мода на автомобильные маскоты более всего распространилась во Франции, поэтому абсолютное большинство художественных фигурок создано именно французскими мастерами. Одно перечисление имен авторов скажет специалисту очень многое: Базин, Биккерель, Картье, Ле Верье, Пайен – это когорта талантливейших художников своего времени… В Англии популярность дорогих высокохудожественных изделий была не так велика, так что там преобладали сравнительно дешевые радиаторные орнаменты. Практичные же немцы вообще не очень обращали внимание на французские нововведения, считая, по-видимому, что на экономичность и долговечность автомобиля подобные «архитектурные излишества» не влияют и обходились брендовыми маскотами, устанавливаемыми фирмами-производителями. Заокеанская продукция также не блистала художественными достоинствами, преследуя в основном рекламные цели. Кстати, в Соединенных Штатах более, чем где-либо имели распространение маскоты, изготовленные из низкосортных цинковых сплавов (для сравнения, в Европе фигурки как правило отливали из бронзы и серебрили). До нашего времени американская продукция дошла в основном в посредственном или даже плохом состоянии – виной тому свойства материала неравномерно окисляться и давать трещины.
В дореволюционной России собственный маскот имела только одна автомобильная марка, но зато – какая! Русско-Балтийский завод в Риге – пионер отечественного автомобилестроения - ставил на пробку радиатора всех своих машин (даже грузовых) двуглавого имперского орла. Это была Высочайше (монаршьим указом и никак иначе) дарованная привилегия, обозначавшая факт, что Русско-Балтийский завод являлся поставщиком Двора Его Императорского Величества и автомобили «Руссо-Балт» имелись в царском гараже. В Советской России про фигурки вспомнили лишь перед самой Отечественной войной – на правительственном лимузине ЗиС-101 длинный капот венчало скромное, но гордое знамя с советской символикой, а более простой по статусу «Эмке» ГАЗ-М1 и вовсе досталась пробка радиатора с неким подобием флажка с литерой «М» на передней части. В послевоенную эпоху полноценными маскотами можно назвать только знаменитого оленя, украшавшего самую удачную советскую легковушку ГАЗ-21 «Волга», вензель «ЗИЛ» на правительственных лимузинах да массивных медведя и зубра, возвышавшихся над моторными отсеками грузовиков Ярославского (ЯАЗ) и Минского (МАЗ) автозаводов в 40-60-х годах.
За консультациями по теме коллекционирования автомобильных маскотов обращайтесь к автору.
Вторую часть публикации смотрите здесь: