Философ Рене Декарт считается основателем рационалистического направления в философии. Большую роль в его философии играет бог, чье существование он пытается доказать в трактате "Размышления о первой философии" 1641 года. В чем заключается доказательство Декарта?
Декарт доказывает бога в духе рационалистической философии. Что такое рационализм в эпоху Декарта? Это совсем не то, что мы подразумеваем сегодня. Рационализм в философии - это метод познания, в котором главным критерием истинности знания является не опыт человека, как у философов-эмпириков, а разум.
Декарт - автор метода радикального сомнения. Он считал, что можно усомниться абсолютно во всем, даже в своем опыте. Поэтому для него опыт ощущений не является чем-то практичным и достоверным. Декарт ищет источник подлинного знания в разуме и наталкивается на две самоочевидные, с его точки зрения, идеи: мышление и бытие.
Слышали фразу "я мыслю, следовательно, существую"? На латыни она произносится как "cogito ergo sum". Ее автором является Декарт. Она отражает дух его философии. Если человек мыслит, то он пребывает в бытии. Мышление - единственный способ определения подлинности бытия.
От этих рассуждений Декарт начинает рассматривать аргументы в пользу бытия бога. Если существуют только две априорные, самоочевидные, не нуждающиеся в опытном подтверждении идеи, значит ли это, что идея бога - это уже вторичная идея? Если человек не может доказать бога извне, основываясь на религиозном опыте, Библии, то как можно доказать его из одного лишь разума? Очень просто.
Декарт приводит два доказательства. Начнем с первого, которое можно обозначить как интуитивное доказательство.
Интуитивное доказательство
Декарт рассуждает, что раз мы можем создавать в мышлении идеи, которые ясно и отчетливо воспринимаются как принадлежащие неким вещам действительности, то на этом основании мы можем доказать бога. Идея бога как совершенного существа появляется в мышлении так же, как и идея формы или числа. Отсюда следует логическое высказывание:
1. Все, что мы ясно и отчетливо воспринимаем, соотносится с идеями об этих воспринимаемых вещах.
2. Мы ясно и отчетливо осознаем, что необходимое существование является признаком совершенства. Бог - совершенное существо.
3. Следовательно, бог существует.
Онтологическое доказательство
Идея бога является врожденной идеей нашего мышления. Оно ясно и очевидно. Отсюда следует логический вывод:
1. У нас есть идея о самом совершенном существе, которое обладает всеми совершенствами.
2. Необходимость существования является свойством совершенства.
3. Раз бог, самое совершенное существо, а необходимое существование является признаком совершенства, следовательно, бог существует.
Логика проста: если бог не существует, значит он не совершенен. А это противоречит врожденной идее о совершенном боге. Эти два доказательства похожи друг на друга, они оба основаны на идее о совершенстве божества.
Также Декарт дополняет, что раз Бог совершенен, то он не может обманывать людей, значит он заставляет людей верить в реальность материального мира. То есть Бог как существо вне нашего разума позволяет нам соотносить наши идеи с тем, что существует вокруг нас.
Как вам такое доказательство Декарта? Убедительно? Советую прочесть похожую статью, но про другого рационалиста - российского подданного Иммануила Канта: "Бог есть? Доказательство Канта".
Также подписывайтесь на мой ютуб-канал, где много интересного видеоконтента о религии.