Крушение Хазарского каганата позволило аланам вновь претендовать на роль ведущей силы на Северном Кавказе. Уже на заключительном этапе существования каганата аланский царь считался могущественным владыкой, который мог выставить на битву около 30 тысяч воинов. Хазарская верхушка почитала за честь породниться с ним. Так, каган Аарон женил своего сына на дочери аланского царя. Это, впрочем, не изменило отношения алан и хазаров. Они оставались враждебными, и аланы пошли на заключение союза с русами, которые окончательно сокрушили некогда могучую державу. В дальнейшем аланы совместно с русами совершали набеги на мусульманские владения Восточного Кавказа и Закавказья.
Другим союзником аланов было «государство» Серир, расположенное на территории Дагестана. Его столицей был Хумрадж, который идентифицируется с современным селением Хунзах. Как и Алания, Серир подчинялся каганату и стремился выйти из его зависимости. О близости этих политических образований свидетельствует тот факт, что их владыки были женаты на сестрах друг друга.
С Х в. Алания переживает период военнополитического и культурного подъема. Как писал Худуд ал-Алама: «Вся эта страна рассечена, представляет собой пересеченную местность и покрыта горами, и облагодетельствована природой. Властитель их - христианин. Они обладают 1000 больших селений. Среди них есть и христиане, и идолопоклонники. Часть этих людей - горцы, а часть - равнинные жители».
Население занималось преимущественно пахотным земледелием, садоводством, виноградарством и отгонным скотоводством. Основными сельскохозяйственными культурами были просо, ячмень, овёс, чечевица, пшеница. Среди садовых культур персики, груши, гранаты, айва, абрикосы и орехи.
При обработке земли использовали тяжелый плуг с передком и соху с железным сошником. Применялось искусственное орошение. Аланские ремесленники занимались металлургией, гончарным и ювелирным делом, обрабатывали кость, камень и достигли в этом больших успехов.
Торговые связи поддерживались с Закавказьем, Византией, Ираном, Китаем и Средней Азией. По-прежнему через территорию Алании проходил участок Великого шёлкового пути.
У алан формируется раннефеодальная государственность. Усиливаются позиции знати. В аланских городищах появляются огражденные укреплениями цитадели, в которых проживала аристократия. Среди крупных полуаграрных поселений городского типа выделялись Рим-гора (окрестности Кисловодска), Верхний (у селения Эльхотова в РСО-А) и Нижний Джулат (у г. Майский в КБР), Нижний Архыз (Зеленчукский район Карачаево-Черкесии), Алхан-кала (Чеченская Республика). Столицей Алании был, по словам «арабского Геродота» Масуди (896-956), «благочестивый Магас», точно локализовать который на сегодняшний момент не представляется возможным. В Алании существовала развитая система дорог и даже световая связь между городами.
О том авторитете, которым пользовался владыка Алании у правителей Византии, свидетельствуют практикуемые дипломатические правила переписки, согласно которым «Эксусиократору (буквально - «властодержец») Алании [следует посылать] золотую печать в два солида [с эпиграфом]: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, одного и единственного истинного бога нашего. Константин и Роман, верные в боге императоры ромеев, к имярек, эксусиасту Алании и духовному нашему сыну». Эти правила были разработаны императором Константином Багрянородным (Х в.) в его книге «Церемонии византийского двора».
В 916 г. правитель Алании принимает обряд крещения. Эта дата считается временем официального принятия христианства аланским народом, которое, впрочем, приняло весьма причудливые формы. Официальные догматы переплелись с языческими культами. Центр Аланской епархии находился в ущелье Большого Зеленчука, где были возведены каменные храмы.
Со второй половины XII столетия Алания вступает в период феодальной раздробленности. Побывавший в Алании доминиканский монах Юлиан в 1236 г. писал, что здесь «сколько местечек, столько и князей, из которых никто не считает себя подчиненным другому. Здесь постоянная война князя с князем, местечка с местечком». Для обеспечения безопасности «во время пахоты все люди одного селения отправляются вооруженными на поле, вместе косят на смежных участках и вообще, выходя за пределы своего селения для рубки дров или какой бы то ни было работы, всегда идут вместе и вооруженными».
Политическая анархия отразилась и на религиозных верованиях населения. Отправленный в Аланию константинопольским патриархом Германом II (1222-1240) епископ Феодор с горечью писал, что «аланы христиане только по имени». Он со страхом замечает: «Увы мне, вижу зубы диких зверей, яростно опустошающих землю. Отличия моих пасомых - убийства, прежде всего, и прочие виды смертей».
Нашествие монголо-татар привело к окончательному крушению осколков аланских владений и поглощению их Золотой Ордой. Часть уцелевшего от погромов населения вынуждена была искать спасение в труднодоступных горных районах Центрального Кавказа.
Источник: Клычников Ю.Ю. История народов Северного Кавказа. Учебное пособие. — Пятигорск: ПГЛУ, 2013. — 125 с.