Найти тему
Российский Кавказ

Аланское раннефеодальное государство

Крушение Хазарского каганата позволило аланам вновь претендовать на роль ведущей силы на Северном Кавказе. Уже на за­ключительном этапе существования каганата аланский царь считался могущественным владыкой, который мог выставить на битву около 30 тысяч воинов. Хазарская вер­хушка почитала за честь породниться с ним. Так, каган Аарон женил своего сына на дочери аланского царя. Это, впрочем, не изменило отношения алан и хазаров. Они ос­тавались враждебными, и аланы пошли на заключение союза с русами, которые окончательно сокрушили некогда могучую державу. В дальнейшем аланы совместно с руса­ми совершали набеги на мусульманские владения Восточ­ного Кавказа и Закавказья.

Другим союзником аланов было «государство» Серир, расположенное на территории Дагестана. Его столи­цей был Хумрадж, который идентифицируется с совре­менным селением Хунзах. Как и Алания, Серир подчинял­ся каганату и стремился выйти из его зависимости. О бли­зости этих политических образований свидетельствует тот факт, что их владыки были женаты на сестрах друг друга.

С Х в. Алания переживает период военно­политического и культурного подъема. Как писал Худуд ал-Алама: «Вся эта страна рассечена, представляет собой пересеченную местность и покрыта горами, и облагоде­тельствована природой. Властитель их - христианин. Они обладают 1000 больших се­лений. Среди них есть и хри­стиане, и идолопоклонники. Часть этих людей - горцы, а часть - равнинные жители».

Население занималось преимущественно пахотным земледелием, садоводством, виноградарством и отгонным скотоводством. Основными сельскохозяйственными культурами были просо, яч­мень, овёс, чечевица, пшени­ца. Среди садовых культур персики, груши, гранаты, айва, абрикосы и орехи.

При об­работке земли использовали тяжелый плуг с передком и соху с железным сошником. Применялось искусственное орошение. Аланские ремесленники занимались металлур­гией, гончарным и ювелирным делом, обрабатывали кость, камень и достигли в этом больших успехов.

Торговые связи поддерживались с Закавказьем, Ви­зантией, Ираном, Китаем и Средней Азией. По-прежнему через территорию Алании проходил участок Великого шёлкового пути.

У алан формируется раннефеодальная государствен­ность. Усиливаются позиции знати. В аланских городищах появляются огражденные укреплениями цитадели, в кото­рых проживала аристократия. Среди крупных полуаграрных поселений городского типа выделялись Рим-гора (ок­рестности Кисловодска), Верхний (у селения Эльхотова в РСО-А) и Нижний Джулат (у г. Майский в КБР), Нижний Архыз (Зеленчукский район Карачаево-Черкесии), Алхан-кала (Чеченская Республика). Столицей Алании был, по словам «арабского Геродота» Масуди (896-956), «благочестивый Магас», точно локализовать который на сего­дняшний момент не представляется возможным. В Алании существовала развитая система дорог и даже световая связь между городами.

О том авторитете, которым пользовался владыка Алании у правителей Византии, свидетельствуют практи­куемые дипломатические правила переписки, согласно ко­торым «Эксусиократору (буквально - «властодержец») Алании [следует посылать] золотую печать в два солида [с эпиграфом]: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, одного и единственного истинного бога нашего. Константин и Роман, верные в боге императоры ромеев, к имярек, эксусиасту Алании и духовному нашему сыну». Эти правила были разработаны императо­ром Константином Багряно­родным (Х в.) в его книге «Це­ремонии византийского дво­ра».

В 916 г. правитель Ала­нии принимает обряд креще­ния. Эта дата считается време­нем официального принятия христианства аланским наро­дом, которое, впрочем, приняло весьма причудливые фор­мы. Официальные догматы переплелись с языческими культами. Центр Аланской епархии находился в ущелье Большого Зеленчука, где были возведены каменные хра­мы.

Со второй половины XII столетия Алания вступает в период феодальной раздробленности. Побывавший в Ала­нии доминиканский монах Юлиан в 1236 г. писал, что здесь «сколько местечек, столько и князей, из которых ни­кто не считает себя подчиненным другому. Здесь постоян­ная война князя с князем, местечка с местечком». Для обеспечения безопасности «во время пахоты все люди од­ного селения отправляются вооруженными на поле, вместе косят на смежных участках и вообще, выходя за пределы своего селения для рубки дров или какой бы то ни было работы, всегда идут вместе и вооруженными».

Политическая анархия отразилась и на религиозных верованиях населения. Отправленный в Аланию констан­тинопольским патриархом Германом II (1222-1240) епи­скоп Феодор с горечью писал, что «аланы христиане толь­ко по имени». Он со страхом замечает: «Увы мне, вижу зубы диких зверей, яростно опустошающих землю. Отли­чия моих пасомых - убийства, прежде всего, и прочие ви­ды смертей».

Нашествие монголо-татар привело к окончательному крушению осколков аланских владений и поглощению их Золотой Ордой. Часть уцелевшего от погромов населения вынуждена была искать спасение в труднодоступных гор­ных районах Центрального Кавказа.

Источник: Клычников Ю.Ю. История народов Северного Кавказа. Учебное пособие. — Пятигорск: ПГЛУ, 2013. — 125 с.