Найти в Дзене
Я рисую этот мир

История иконописи IX - первой половины XIII века. Только факты

Оглавление

До наших дней дошло не так много древних икон. Среди них есть работы владимиро - суздальских и ярославских мастеров.

Владимиро-Суздальская школа

К ней относятся иконы, написанные в гармоничном мягком сочетании цветов: "Богоматерь Боголюбская" (середина XII в.), "Дмитрий Солунский" из Дмитрова (конец XII - начало XIII в.), "Богоматерь Великая Панагия" из Ярослаля.

Дмирий Солунский на троне. Икона. Конец XII века. Государственная Третьяковская галерея
Дмирий Солунский на троне. Икона. Конец XII века. Государственная Третьяковская галерея

"Борогоматерь Боголюбская" написана по заказу князя Андрея Боголюбского в память (как гласит легенда) о его сновидении. В нём князь увидел Марию, стоящую со свитком в руках, в образе заступницы рода человеческого и самого Боголюбского. Точно не известно, была ли икнона написана русским мастером или художником из Византии, но, так или иначе, икона являет собой памятник высокой художественной ценности.

Иконы ярославских мастеров

Иконы, написынные в Ярославле, датируются XIII веком. Они написаны в более свободной и жизнерадостной манере. В ликах святых прочитываются русские черты. В написании икон использованы более яркие, нежели в XII в., краски.

Богоматерь Оранта. Икона ок. 1234 г. Государственная Третьяковская галерея
Богоматерь Оранта. Икона ок. 1234 г. Государственная Третьяковская галерея

"Борогматерь Оранта" с медальоном Спаса Еммануила на груди из Спасо-Преображенского собора в Ярославле изображена на золотом фоне с воздетыми руками. В этой иконе использованы яркие краски, совсем несвойственные византийской школе.

Новгородские иконы

Новгородская икона "Николай Чудотворец" из Новодевичьего монастыря в Москве - хорошо сохранившийся памятник иконописи XIII века. Удлинив лицо, увеличив лоб и, углубив скулы, художник мастерски показал суровый и фанатичный образ Николая. О том, что икона написана именно в Новгороде, говорят изображения на полях излюбленных новгородских святых: Лавра, Анастасии, Флора и Параскевы.

Николай Чудотворец. Икона. Начало XIII века. Государственная Третьяковская галерея
Николай Чудотворец. Икона. Начало XIII века. Государственная Третьяковская галерея
Николай Чудотворец. Фрагмент иконы. Начало XIII века. Государственная третьяковская галерея
Николай Чудотворец. Фрагмент иконы. Начало XIII века. Государственная третьяковская галерея

Иконы "Петр и Павел" из Белозерска и "Успение" из Десятинного монастыря в Новгороде относятся к XIII веку. В их написании использованы техники миниатюры. Отдельные лики прописаны очень кропотливо и выразительно. Голова апостола, который склонился над Марией, притягивает к себе особое внимание. Техника ее написания считается лучшей во всей русской живописи домонгольского периода.

Петр и Павел. Икона из Белозерска. XIII век. Государственный Русский музей.
Петр и Павел. Икона из Белозерска. XIII век. Государственный Русский музей.
Успение. Икона из Десятинного монастыря в Новгороде. XIII век. Государственная Третьяковская галерея
Успение. Икона из Десятинного монастыря в Новгороде. XIII век. Государственная Третьяковская галерея

В Новгороде никогда не прекращалась местная традиция иконописи, благодаря тому, что там не было монгольского ига. Поэтому разрыва в искусстве (в отличие от других русских областей) между XII и XIV веками в Новгороде нет.

Именно в XIII веке заложилась основа для расцвета иконописи XV века: композиция стала лаконичнее, а цвета - ярче и светлее.

Алекса Петров. Никола Липный. Икона. 1294. Новгородский историко-архитектурный художественный заповедник
Алекса Петров. Никола Липный. Икона. 1294. Новгородский историко-архитектурный художественный заповедник

О дальнейших этапах развития иконописи я расскажу в следующих статьях. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить!

-8

#история искусства #искусство #культура #иконы #живопись #русь