Найти в Дзене
Севриновский live

Восхождение на Эльбрус 15 лет назад и сейчас

Эльбрус, вид с вершины
Эльбрус, вид с вершины

В 2000х я активно занимался альпинизмом, и несколько раз восходил на Эльбрус – эта гора очень удобна для акклиматизации перед шести- и семитысячниками. Этим летом я по работе после долгого перерыва дважды взошел на гору, и поразился изменениям.

Вблизи от станции новой канатки выросли новые же гостиницы, в том числе сравнительно комфортные. В одной даже есть, представьте себе, туалет внутри здания, на этаже. Прежде такую роскошь и представить было сложно, все ходили ночью в будки снаружи. Помню, одна из них располагалась над пропастью, так что в пятую точку били ледяные ветра, а туалетная бумага летала по всей кабинке.

15 лет назад тоже можно было сократить ночное восхождение, наняв ратрак. Вот только шел он лишь до скал Пастухова (4800 метров). Сейчас двухполосная трасса для ратраков проложена почти до косой полки (5100 метров) – траверза к седловине, на котором почти не набираешь высоты. Для тех, кто никогда не был в горах, это может показаться пустяком, однако 300 метров крутого ночного подъема по овеваемому ледяным ветром склону – это немало. Порой люди гибли, скатываясь по ледяной линзе прямо на скалы. Теперь, если пользоваться ратраком, на восхождении остается всего два крутых подъема – несколько десятков метров до косой полки и от седловины Эльбруса (5350 метров) до предвершинного плато (около 5600 метров). На первом сверзиться в сезон довольно сложно. Второй раньше был одним из самых рискованных фрагментов пути – узкая тропа взбиралась по крутому склону, в некоторые года пересекая обледеневшие скалы. Если упасть и не успеть зарубиться ледорубом, альпинист рисковал прилететь по скользкому фирну прямо на острые камни внизу, около седловины. Сейчас этот участок подъема стал гораздо комфортнее и безопасней. По склону проложили не одну тропу, а две – подъемную и спусковую. Теперь не надо уступать дорогу встречным, рискуя улететь вниз. Вдобавок, вдоль опасных участков повешен трос. Если идти в обвязке и встегнуть в него ус (кстати, для этого страховочные усы на Эльбрусе делают более длинными, чем обычно в горах), улететь вниз практически невозможно – упавший просто повиснет на тросе. Для тех же, кто застрял на седловине в непогоду, поставлен самый высокогорный в Европе спасательный приют «Red Fox 5300», где небольшая группа может дождаться спасателей.

Приют «Red Fox 5300», фото Сергея Веденина
Приют «Red Fox 5300», фото Сергея Веденина

Стало ли восхождение по стандартному южному маршруту от этого проще и безопасней? Чисто технически – да, и намного. Теперь в сезон восхождений правильно экипированный и хорошо акклиматизированный турист в нормальной физической форме, с альпинистским опытом или хорошим гидом практически наверняка вернется с горы целым и невредимым. Если соблюдать правила и не сбиться с пути, падать почти негде.

Однако из этой простоты и общедоступности рождается новая опасность. Никогда еще на Эльбрус не шло столько самоуверенных чайников. Гуляя вечером по склону на высоте около 4300 метров, мой напарник наткнулся на парня, просившего о помощи. Ситуация оказалась вполне типичной. Если соблюдать все правила акклиматизации, на Эльбрус надо подниматься поэтапно, с несколькими промежуточными ночевками. Это позволит избежать горной болезни. Но торопливый турист запросто может утром прилететь из Москвы или Питера, приехать в Терскол, подняться на канатке, затем заброситься своими силами еще метров на 500 повыше и поставить палатку для ночевки. Ведь горная болезнь скручивает не сразу. Сильнее всего она разыгрывается ночью, когда на склоне уже никого нет. В итоге парень хоть как-то держался, а его подруга начала терять сознание. К счастью, им удалось спуститься на 200 метров до приюта, где всем оказали помощь, но эта ночевка могла стать и последней.

Страховочные тросы при подъеме с седловины на предвершинное плато
Страховочные тросы при подъеме с седловины на предвершинное плато

В разгар сезона на косой полке бывает настоящий парад безумцев. Кого мы там только ни видели. И «альпиниста» в кроссовках, и человека, освещавшего себе путь фонариком мобильного телефона. А ведь малейшее отклонение от полки грозит падением в трещины, красноречиво прозванные трупосборником. Уже на предвершинном плато наши гиды спасли парня, поднимавшегося на Эльбрус с «другом». Бедняге стало плохо, он уселся в снег и медленно замерзал. А «друг», не заметив этого, спустился вниз, и даже не вызвал спасателей. Полагаю, что таких людей, которых горная болезнь настигает вблизи вершины, сейчас стало гораздо больше – раньше восходители вынуждены были преодолевать долгий крутой склон, так что недостаточно акклиматизированные отсеивались гораздо раньше, в сравнительно безопасных местах. Сейчас же можно на ратраке сразу заброситься высоко, быстро пройти легкий подъем и свалиться уже наверху, где и горная болезнь серьезней, и эвакуация сложнее.

Да, в последние годы подниматься на Эльбрус стало гораздо проще и удобней. Но это – обманчивая простота. Она соблазняет наплевать на правила, взойти по-быстрому, экономя время и деньги. Но правила горного туризма написаны кровью. Их игнорирование может привести – и каждый год приводит – к вполне реальным трагедиям.