Найти тему
Елена Шаламонова

Первая пятёрка

Пашка был одним из самых неуспевающих ребят в классе. Сорванец и проказник, он не мог справиться с формулами и задачками по математике. На географии зевал и задумчиво глядел в окно на жёлтые кленовые листья. И непонятно было, что он там видит или о чём-то мечтает или грустит.

Учителя ругали Пашку за рассеянность, каждый раз принуждая к выполнению заданий. К доске его вызывали редко. Знали, что только время урока упустишь. Пашка всё равно ничего толком не ответит, ещё и двойку получит. Так уж лучше пусть в тетради хоть что-то напишет на тройку. Всё-таки удовлетворительная оценка.

Казалось, что Пашка и не стремился к улучшению своего положения. Он первым лихо выбегал из класса на перемену, и после окончания уроков вылетал словно птица из клетки на улицу.

Классная руководительница Евгения Петровна преподавала литературу и русский язык. Она, стремясь к улучшению показателей своих подопечных, ставила Пашке тройки по диктантам, но с горечью приговаривала:

- Паша. Опять у тебя куча исправлений и ошибок. И главное – что обидно: невнимательность твоя. Сначала пишешь, а потом думаешь. А ты не торопись. Перед каждым словом подумай, как его написать.

Пашка смущённо кивал, соглашаясь с учительницей, получал вечную тройку и виновато улыбался. Ребята считали Пашку отстающим, мало кто хотел с ним сидеть за одной партой, не спишешь в случае чего. Поэтому он сидел один за последней партой у окна.

Однажды на уроке литературы Евгения Петровна рассказывала ребятам о русском поэте Сергее Есенине, она заметила, что Пашка, обычно отрешённый, сегодня смотрел на неё с интересом. Евгения Петровна спросила ребят, знает ли кто стихи Есенина? Слышал ли о поэте?

Дети молчали, кто-то кивнул, а Пашка тихо сказал «да». Евгения Петровна удивлённо посмотрела на Пашу и попросила его выйти и прочитать хоть несколько строк, если помнит. Пашка нехотя пошёл к доске, явно не ожидавший приглашения.

Он встал перед классом, взглянув на портрет Есенина, прикрепленный кнопками к классной доске и вздохнул.

- Ну, Паша, что ты можешь вспомнить из Есенина? – ободрила его Евгения Петровна.

Пашка по-привычке взглянул в окно, распрямил съёженные узенькие плечи и каким-то не своим, обычным голосом, а трогательным и таинственным полушёпотом начал:

- Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда, -

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года…

Класс затих, ребята с изумлением уставились на Пашку, не веря своим глазам. Их маленький неуклюжий одноклассник читал так проникновенно, как это могут делать только актёры…

Евгения Петровна с удивлением повернулась к Паше и смотрела на него, словно на инопланетянина. В её взгляде был и восторг и уважение.

А Пашка продолжал спокойным и ласковым голосом:

- Восхищаться уж я не умею

И пропасть не хотел бы в глуши

Но, наверно, навеки имею

Нежность грустную русской души…

Ребята как заворожённые слушали, а у Евгении Петровны выступили на глазах слёзы. Когда Пашка закончил стихотворение, она спросила:

- А ты ещё знаешь? Можешь прочитать?

Пашка, ободрённый вниманием класса, не поднимая глаз, кивнул, и едва Евгения Петровна присела на свой стул, начал:

- Черёмуха душистая

С весною расцвела…

Мальчик читал, не глядя на ребят, он то всматривался в стену, будто там читал эти невидимые поэтические строки, то засматривался в окно, словно отсюда, от классной доски видел бескрайние поля и цветущую черёмуху. Потом последовали стихи про берёзу, про рощу золотую… Евгения Петровна не останавливала Пашу, но он, прочитав ещё несколько стихов спокойно пошёл и сел на своё место. Все молчали. Явно взволнованная Евгения Петровна сказала ребятам:

- Любить стихи Сергея Есенина – это не просто любить его творчество. Это любить Россию, нашу Родину. Так, как её любил поэт. Вместе с ним. Заодно чувствовать и переживать так же. Спасибо, Паша. Сегодня ты получил пятёрку. Заслуженно.

Пашка сидел счастливый. Он подал дневник учительнице, и та поставила ему большую красивую пятёрку красными чернилами, написав рядом: «Молодец»!

Прозвенел звонок на перемену. Все ребята побежали в коридор. Только Пашка не торопился. Он держал дневник в руках, словно проверяя пятёрку на вес, значимость, на счастье. Это была его первая пятёрка в жизни. Он подошёл к Евгении Петровне и тихо её попросил:

- Когда Пушкина будем проходить, Вы меня опять вызовите, ладно? Я Пушкина тоже много знаю, очень его стихи люблю…

- Вот что, Паш. Давай-ка мы с тобой русским позанимаемся после уроков. Подтянуть бы тебя надо. На твёрдую четвёрку чтобы было. А за литературу я теперь насчёт тебя не переживаю. Молодчина. Просто поразил. Так держать! Обязательно тебя вызову.

Учительница подумала: "Пожалуй, сегодняшний урок был тоже у меня лучшим за последние годы..."

Фото для иллюстрации рассказа из свободных источников интернета
Фото для иллюстрации рассказа из свободных источников интернета

Спасибо за ЛАЙК, ПОДПИСКУ, отзывы!

ПОЗДНИЙ ВИЗИТ

Спортивный наставник

До новых встреч, друзья!