У меня дома с советских времен осталась большая коллекция почтовых марок – четыре полных альбома. Коллекционировать марки начал еще мой отец в конце 1950-х, а я продолжил. И наша коллекция пополнялась вплоть до начала девяностых, когда популярность марок пошла на спад.
Во времена СССР многие увлекались филателией, тогда коллекционирование марок было доступно и стоили они от одной копейки до рубля. Помню, что при моей зарплате в 110 рублей я каждый месяц покупал марочный абонемент за 8-10 рублей, который нужен был для предзаказа.
Раньше были разные серии марок под определенные увлечения, особенно много было на спортивную тематику. Каждому виду спорта посвящались целые серии. Немало марок было с автомобилями, с животными, памятниками. Выпускались юбилейные серии, посвященные городам, областям и союзным республикам.
Люди искали редкие экземпляры, обменивались, заказывали их. Марки продавались в каждом киоске Союзпечати, их было много. Но в свободной продаже были не все. Я с теплотой и любовью вспоминаю времена, когда мы переписывались с такими же филателистами из других городов и даже стран. Мы обсуждали свои коллекции, рассказывали о редких марках, договаривались об обмене.
В Советском Союзе иностранные марки были редкостью, даже из стран соцлагеря. Большинство из них приходилось заказывать у «коллег» по почте, взамен отправляя что-то из своей коллекции. Сначала переписка проходила проверку и только потом пересылалась адресатам.
Существовала детская и юношеская филателия. Марки просвещали детей, развивали их любознательность, учили искать информацию, помогали узнавать новое. Дети не просто обменивались ими во дворе. Родители целенаправленно прививали им это увлечение: покупали альбомы, целые марочные коллекции, вместе изучали их. Дети разбирались в них, даже знали фамилии художников, рисовавших иллюстрации на марках.
Когда мне было семь лет, отец подарил мне первый специальный альбом для марок. Это был тяжелый талмуд со страницами из плотного картона и прорезями под марки, а обложка обтянута красивым синим кожзамом. С тех пор я стал ходить с отцом на встречи филателистов, посещать специализированные выставки, клубы, заказывал вместе с ним детские марки и так же находил единомышленников для переписки.
А однажды к нам в школу пригласили филателиста, он поведал нам о своем увлечении и показал коллекцию из шести альбомов. Мы узнали о первой марке в истории. Всем тогда понравилась его серия марок, посвященных писателям.
Они были большими, красочными, а изображения были как живые. А он неожиданно взял и раздал нам всю эту серию – каждому по одной. Мне достался Гоголь. И только потом мы узнали, что таким образом учительница пыталась заинтересовать нас восьмиклассников изучением литературы. А марки с писателями заранее купила сама.
Сейчас коллекционирование марок многим кажется глупым занятием. На мой взгляд, филателия теряет популярность в первую очередь из-за отсутствия спроса на марки. Дети растут в эпоху интернета и привыкают получать всю информацию только оттуда. Если кто и собирает марки, то в Сети купить или обменяться ими проще простого.
Тиражи современные марок сократились многократно, а серии, которые выпускает почта, сразу ориентированы на коллекционеров. Это снижает интерес к ним со стороны простых людей, да и азарт коллекционирования пропадает.
Еще мне кажется, что у марок пропала душа - иллюстрации на них уже давно не рисуют художники, а просто наносят компьютерное изображение. На рынке много фальшивок, а из-за низкой репутации Почты России престиж марок упал.
С другой стороны, советские марки постоянно растут в цене. Поэтому свою коллекцию я продавать не буду, а оставлю внукам. И очень надеюсь, что они будут ее беречь как память обо мне, а возможно и продолжать пополнять. Ведь вся наша история циклична, а значит популярность филателии вернется.
Друзья, у кого из вас было такое увлечение? Расскажите и вы о своей коллекции.