Найти тему

Из мрака к свету- о романе Виктора Гюго "Отверженные"

Здравствуйте, уважаемые читатели. Как вы думаете, зачем нужна художественная литература? Для чего она служит?

В нашу эпоху постмодерна, влияние которой к тому же дополняется тотальной цифровизацией всех сфер жизни, этот вопрос носит отнюдь не праздный характер.

фото из интернета
фото из интернета

В самом деле, к чему современному человеку выдуманные истории, зачастую написанные двести, а то и триста лет назад?

Во-первых, по мнению многих, в силу быстро меняющейся жизни они откровенно устарели, а во-вторых не имеют никакого прикладного значения. Ведь в обществе давно уже насаждается интерес прежде всего материальный, за прочитанную книгу пока еще не платят денег.

Увы, именно таким выглядит отношение к литературе в современном обществе.

фото из интернета
фото из интернета

Тогда позвольте задать вам, уважаемые читатели еще один вопрос: а не теряем ли мы с вами в бесконечной погоне за материальными благами что-то очень важное, что-то, что не подлежит пересчёту ни в одну из мировых валют?

Это неопределенное «что-то» можно называть совершенно по-разному, однако мы выберем для обозначения важного в нашем сегодняшнем разговоре понятия полузабытое слово «нравственность».

Да, человечество существует уже несколько тысячелетий, и оно никогда не состояло из одних только святых и праведников.

Более того такие люди часто оказываются в меньшинстве, большинство крайне редко к ним прислушивается, а также довольно часто подвергает их осмеянию.

Жан-Луи Давид "Смерть Сократа"- фото из интернета
Жан-Луи Давид "Смерть Сократа"- фото из интернета

Именно для поддержки нравственных ценностей в обществе и нужна хорошая, проверенная временем литература, которая во все времена должна помогать обществу отличать дурное от хорошего, белое от чёрного, добро от зла.

Однако вместе с тем, так уж устроен человек, что он редко предпочитает горькое лекарство вкусному сиропу.

Поэтому литератору, что ставит перед собой задачу просветить читателя и пробудить в нем светлые чувства, нередко приходится искать баланс между увлекательным сюжетом и философской притчей, призванный воздействовать на духовный мир того, кто прочтёт написанные им строки.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Что и говорить, вписаться в столь сложную геометрическую фигуру (не поцарапавшись об углы) задача не из простых и выполнить её под силу не каждому.

Однако есть в мировом литературном пространстве такие особые книги, откровения об одной из которых я и хотел бы сегодня поведать аудитории.

Речь пойдет о романе без преувеличения великого французского писателя Виктора Гюго «Отверженные».

О таких особенных книгах откровенно сложно говорить в формате простой критической рецензии, так как автор, говоря через свое творение с читателем, задаёт ему огромное множество вопросов и вместе с ним пытается дать на них ответ.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Исходя из этого, рассказывая читателю о сути такого сложного произведения, мы непременно должны идти той же дорогой, что и его автор.

Поэтому сегодня я бы хотел предложить читателям не просто краткий пересказ известного произведения, а именно разговор по душам, который вполне может быть выстроен именно на основе означенного шедевра Гюго.

Впрочем, для начала я бы хотел вспомнить о другом авторе - Фёдоре Достоевском, философская концепция которого отчасти совпадает с тем, что преподносит в своем творчестве его зарубежный коллега.

Большинство из нас хотя бы частично помнят роман Фёдора Михайловича «Преступление и наказание» ещё со школьной скамьи.

фото в свободном доступе
фото в свободном доступе

Очевидно, что для многих высказанные в нём мысли фактически переворачивают сознание.

Студент Родион Раскольников, совершивший очевидное преступление, пытается себя оправдывать, хотя обстоятельства слишком явно указывают на то, что это сделал именно он.

Очевидно, что несмотря на всю сложность этого образа Достоевский в конечном итоге представляется по отношению к нему как строгий судья.

Да, преступник сомневается, думает, рассуждает, но так или иначе мы понимаем, что воспринимать его иначе как убийцу всё же сложно, ведь он и сам в конечном итоге признает свою вину, через что и получает облегчение.

Похожую коллизию представляет в своем романе и Виктор Гюго, но и её понимание в корне отличается от явленного Достоевским.

Перед нами два героя: убийца Родион Раскольников и каторжник Жан Вальжан.

фото из интернета- коллаж автора
фото из интернета- коллаж автора

Именно через них проецируется ответ на вопрос: способен ли преступник на раскаяние, на очищение, но если в романе отечественного классика имеет место лишь сам факт признания вины, то Гюго интересует ещё и то, при каких условиях он может наступить.

Главный герой романа «Отверженные» Жан Вальжан провел на каторге почти 20 лет.

В начале повествования он возвращается в Париж с так называемым «желтым билетом» и никто не желает пустить его под собственную крышу, даже на одну ночь.

Каким может быть состояние человека в подобных обстоятельствах? Очевидно, что главным чувством, заполнившим его ум и сердце, будет ни что иное, как отчаяние.

Или, может быть, найдётся кто-то, кто отнесется к тебе по-человечески.

И Вальжан встречает такого человека. Им оказывается епископ Мириэль, который живет исключительно добрыми поступками и вследствие этого умеет разглядеть доброту в другом.

фото из интернета
фото из интернета

Здесь хотелось бы особенно подчеркнуть, что такой взгляд на мир с его стороны связан отнюдь не с его принадлежностью к духовенству. Ряса ни в коем случае не может сама по себе наделить человека верой в добро, справедливость или милосердие.

Епископ, встретившийся Вальжану таков потому, что такова его жизненная философия, которой он придерживается строго, и, в то же время, искренне. Именно встреча с таким замечательным человеком становится для Вальжана первым шагом на великом пути- пути к добру и свету.

Именно тем трудностям, которые будут поджидать его на этой тернистой дороге, во многом и посвящен роман о котором мы сегодня ведем речь.

Сложный процесс ломки личности, которая в течение целых двух десятилетий пребывала во тьме, раскрывается перед читателем буквально с первых страниц.

Казалось бы, сам факт столь человеческого к нему отношения должен был привести к очевидным изменениям именно во внутреннем мире главного героя, но Гюго показывает, что такие вещи не могут происходить в один момент.

Хью Джекман в роли Жана Вальжана- фото из интернета
Хью Джекман в роли Жана Вальжана- фото из интернета

Так оказавшись в доме священника, под теплой крышей и на мягкой постели, Жан не в состоянии разом изжить в себе ту тёмную сущность преступника, которая, несмотря на многие его положительные качества, успела в нём серьёзно укоренится.

Не в силах бороться с собой, он крадёт самую ценную вещь у того, кто так любезно предоставил ему свой дом, свой ужин и свою постель. В его руках оказываются серебряные подсвечники, с которыми его вскоре задерживает полиция.

фото из интернета
фото из интернета

Но насколько удивительной в свою очередь оказывается реакция Мириэля, когда к нему приводят человека с поличным.

Он безапелляционно заявляет, что о краже не было даже и речи, а подсвечники были лишь подарком случайному путнику.

фото из интернета
фото из интернета

Спасая столь чудесным образом Вальжана из рук правосудия, епископ в то же время говорит ему, что он даёт ему похищенное серебро с той лишь целью, чтобы они были использованы им единственно в добрых целях и никак иначе.

Этим действием он, как и подобает пастырю, сеет семена добра на израненную душу каторжника, а автор проделывает тоже самое с душой читателя.

Это становится вторым шагом на пути к свету со стороны главного героя романа.

Выручив от продажи епископского серебра хорошие деньги, он открывает в одном из французских городов стекольную фабрику, которая приносит большой доход и поддерживает авторитет её хозяина среди местного населения, а в конечном итоге обеспечивает ему пост градоначальника. Обществу он известен теперь под именем дядюшки Мадлена.

Здесь на фоне казалось бы, столь благополучного разрешения жизненных непростых обстоятельств Жану Вальжану приходится познать горький смысл истины о том, что за все приходится платить.

Жавер- сцена из фильма(фото из интернета
Жавер- сцена из фильма(фото из интернета

Как скорбная тень былого на сцене появляется полицейский Жавер, который узнает в удачливом коммерсанте каторжного отщепенца. Их противостояние с Вальжаном красной нитью пройдет через сюжет книги, причем слуге закона тоже придется в ходе него пережить личностную трансформацию. Когда во время мятежа 1832 года жертва проявит снисхождение к хищнику, он должен будет сделать в ответ то же самое, что его и погубит, поскольку человеческие чувства не вписаны в полицейский устав. Здесь в глубокой философской форме рассматривается извечный вопрос о вековом противоречии между законом и справедливостью

Жавер заканчивает жизнь самоубийством
Жавер заканчивает жизнь самоубийством

Кроме названных антагонистов один из которых уже знаком читателю ему представлен еще один персонаж, который заслуживает того, чтобы рассказать о нём более подробно, тем более, что он являет собой очень важный по определению образ- образ матери.

фото  из интернета
фото из интернета

Этот персонаж - девушка Фантина. Она оказывается брошена своим случайным кавалером будучи беременной, и, в силу тяжелого материального положения, вынуждена отдать дочь на воспитание хозяевам харчевни -семейству Тернадье.

Жизнь её складывается очень непросто, но она, ни на минуту не забывает о своём несчастном ребёнке, которому дала имя Козетта. Чтобы обеспечить ей самое скромное пропитание и одежду, Фантина не останавливается ни перед чем. Она даже продаёт собственные волосы и зубы, чтобы не голодала её дочь. Несмотря на формальную неоднозначность героини(очевидно, что она была куртизанкой), она ещё один пример настоящей искренней любви и чистоты, которых так не хватает в современной жизни.

Фатина остригла волосы- фото из интернета
Фатина остригла волосы- фото из интернета

Скажите, уважаемые читатели, много ли мы видим примеров таких матерей среди того потока маргинальных личностей, которых нам показывают с экранов ТВ?

Глядя на многочисленных матерей из бесконечных ток-шоу можно даже с грустью произнести, что у нас в обществе, к сожалению, не так много женщин которые могли бы сравниться с Фантиной Гюго.

Вскоре судьба сводит несчастную женщину с Вальжаном, который, будучи мэром, оказывает ей материальную помощь, и, казалось бы, за счёт этого происходит новый виток в его душевном возвышении, однако в двери вновь стучится позорное прошлое.

От полицейского комиссара Жавера Вальжан узнаёт, что по его делу отбывает срок невинный человек, и, не в силах вынести душевных терзаний, герой передаёт себя в руки закона.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Лишь одно смущает его в подобном поступке: умирающая Фантина завещает ему позаботиться о своей маленькой дочери,по имени Козетта ради которой он и совершает очередной побег с каторги, но этот его поступок выглядит совершенно иначе, нежели другие аналогичные.

Теперь он разрывает оковы не ради получения личной свободы, а для того, чтобы спасти невинную детскую душу от бедности и бесчестья, и это выглядит как очередная подвижка персонажа по дороге добра.

фото из интернета
фото из интернета

Он является перед девочкой как добрый волшебник и дарит ей куклу и платье, а зачем они начинают свой путь по жизни уже вдвоём, причём малышка не называет незнакомого старика иначе, чем отец.

И здесь происходит очередной этап духовного перерождения героя. Что такое добро он уже успел познать, теперь ему предстоит понять смысл слова «любовь», причём любовь особую, отцовскую, которая с тех пор станет главной в его жизни.

Рядом с девочкой Вальжан перенесёт ещё много бедствий и неудач, но она всегда будет его светочем, его негасимой звездой на жизненном пути.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Ведя читателя по извилистым тропам судьбы героя Виктор Гюго умело сочетает в своем повествовании черты авантюрного и психологического романа, превращая свое произведение в настоящее лакомство для тех, кто ценит хорошую литературу.

Так читатель видит захватывающие сцены, показывающие как Жан Вальжан, вместе со своей воспитанницей, спасается бегством от полиции и проявляет при этом чудеса акробатического искусства, но в то же время и автор, и читатель будут неизменно обращаться к духовному миру героев, подвергая их самому тщательному психологическому анализу, который в свою очередь нацелен на то, чтобы читатель совершил его и по отношению непосредственно к самому себе.

Между тем, пока мы перелистываем страницы, наши герои проходят привычный путь - дитя растёт, бывший каторжник начинает стареть, а старость рождает всё большую привязанность к существу, маленькой девочке, что стала такой дорогой для него.

И вот здесь читателю предстоит узнать, что даже такое светлое чувство, как любовь, может быть эгоистичной.

Как уже было сказано, Коззетта подрастала, и со временем, превратившись в девушку, влюбилась в молодого человека по имени Мариус.

фото из интернета
фото из интернета

Он помимо своих очевидных качеств пылкого влюбленного юноши выведен Гюго еще и в качестве одушевленного физического образа революции. Раскрывая перед читателями помимо этого, и характеры ближайшего окружения персонажа Гюго всесторонне анатомирует такое сложное социальное явление как революция.

Но вернемся, однако, к любовной истории Мариуса и Козетты.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Казалось бы, отцы должны желать счастья своим детям пусть и названным, но чувства, что проснулись в душе Вальжана с тех пор, как он начал догадываться о том, что происходит с его приёмной дочерью, оказались совсем другими.

Он не воспринимал её жениха иначе как человека, который намерен отнять у него те крохи счастья, за которые он так долго страдал.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Не кажется ли вам, что подобная история часто бывает типичной? Нередко родителям не по душе выбор пары дочерью или сыном совсем не потому, что им не по нраву тот молодой человек или девушка, с которой он или она приходит под руку в дом. Скорее всего такое отношение связано с тем, что родители просто не хотят отпускать от себя своих детей, к которым успели сильно привязаться.

Именно такие переживания испытывает Вальжан в романе Гюго, когда факт влюбленности Козетты становится неоспоримым, и поначалу откровенно ненавидит её избранника.

Он даже желает ему смерти, однако в конечном итоге сам спасает его после ранения на баррикадах, и тем самым вновь делает правильный выбор, выбор в пользу добра и милосердия, а в том, как он несёт раненного юношу на своих плечах, есть даже религиозный подтекст: Иисус Христос несёт крест на Голгофу и этим искупает грехи человечества, а Жан Вальжан ценой почти что собственной жизни спасает раненого Мариуса, к которому до этого не испытывал ничего, кроме ненависти.

Жан Вальжан спасает Мариуса на баррикадах- фото из интернета
Жан Вальжан спасает Мариуса на баррикадах- фото из интернета

К чему же приходит герой в конечном итоге?

Как бы банально это не звучало - к счастливому концу.

Его любимая Козетта находит настоящую любовь, а жених, несмотря на поначалу сложное отношение к своему тестю, о прошлом которого ему доводится узнать, тем не менее признаёт в нём того самого человека, что спас его от смерти и пребывает в вечной благодарности ему и за возлюбленную невесту, и за то, что остался жить на этой земле.

Именно благодаря столь светлому оттенку, которым окружена концовка книги, даже смерть Жана Вальжана выглядит пусть и печальной, но не мрачной.

«Я умираю счастливым»- вот последние слова самого яркого персонажа романа «Отверженные» и они служат во многом лейтмотивом всей книги. Счастье - это то, что искали и, несмотря ни на что, нашли главные герои повествования.

фото из интернета
фото из интернета

Пожелаем и каждому из нас отыскать его, ведь оно ценнее всех сокровищ на свете.

Итак, дорогие читатели перейдём к небольшому послесловию и попробуем ответить на вопрос, почему же великий роман классика французской литературы сегодня актуален как никогда.

Кто-то из великих сказал: «Так сияет доброе дело в утомлённом мире». Но в наши дни это божественное сияние становится невероятно тусклым. Если в 1862 году, когда Виктор Гюго закончил написание романа, он ставил перед собой цель лишь поддерживать в читателе веру в самые положительные проявления человеческой жизни, то в наши дни эти проявления и понятия нуждаются уже не в поддержании, а в восстановлении- современное медийное пространство отлично поработало над их разрушением.

Именно поэтому в наше время так важно читать хорошие книги, среди которых знаменитый роман «Отверженные» Виктора Гюго несомненно занимает особое место.

На сегодня все, дорогие читатели. Не забываем лайкать, подписываться и комментировать.