Найти тему
TheGoodStranger

Инопланетяне и Хостелы - Лучшие фильмы ужасов - часть V

Доброго времени суток. Продолжаем исследовать список лучших фильмов ужасов всех времён и народов по версии сайта "best-horror-movies.com".

92 место

"Эксперимент Куотермасса"/"The Quatermass Xperiment"(1955)

Рейтинг КП - 6,1; Кол-во оценок - 514;

Рейтинг IMDb - 6,7; Кол-во оценок - 5 839;

Режиссёр - Вэл Гест.

По возвращении из космоса ракета, запущенная группой учёных во главе с профессором Бернардом Куотермассом, падает в английской глубинке. Из трёх членов экипажа ракеты двое исчезают, а третий превращается в отвратительного мутанта, который начинает уничтожать людей и животных, подпитывая их плотью дальнейшие чудовищные трансформации своего организма. Куотермасс решает, что здесь не обошлось без происков враждебных инопланетных форм жизни.

Задним числом обдумывая содержание фильма, я так пришёл к мысли, что так-то этот фильм можно считать младшеньким братом "Нечто", потому что по принципу работы местный монстр схож с тварью из фильма 1982 года, а "младшенький" потому что так-то фильм Карпентера 1982 года был ремейком фильма 1951 года с аналогичным названием, который был экранизацией рассказа "Кто идёт?" Джона Кэмпбелла, написанного в 1938 году. Ну и вот, первый фильм "Нечто" вышел в 1951 году, а "Эксперимент Куотермасса" в 1955 году. Складываем два и два, и получаем то, что я сказал.

Я пока не смотрел фильм "Нечто" 1951 года, так что не могу сказать, как эта тема реализована там, и сравнивать с "Куотермассом" тоже не могу - а жаль. Потому что на мой взгляд, фильм Вэла Геста с задачей справился очень так себе. Конечно, связано это с тем, что я уже смотрел кучу современных хорроров и фильмов в целом, поэтому смотреть вот такие вот старые фильмы ужасов довольно странно, тем более когда тебе их нужно оценивать и как-то расписать.

Очевидно, что после Карпентеровского "Нечто" гигантский кукольный осьминог в финале "Куотермасса" меня особо не смутил, как и сцены "встреч" между пришельцем и людьми. Но замечу, что осьминог в финале хотя бы кукольный, и даже он смотрится в разы лучше и реалистичнее, чем компьютерная графика в некоторых современных второсортных ужастиках. В этом плане вообще практические спецэффекты есть хорошо - да, они сейчас смотрятся странновато, но лучше некоторой графики.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

По сюжету здесь говорить нечего, однако можно кое-что сказать о повествовании и сторителлинге. На момент написания этой заметки я уже просмотрел несколько классических фильмов ужасов, среди которых "Франкенштейн" 1931 года и "Мумия" 1932 года. И вот приметил я, что в таких стареньких ужастиках 30-50-ых годов повествование какое-то не такое, какое-то оно странное. На мой взгляд, причина в следующем.

Из-за малоразвитости тогдашних спецэффектов делать акцент на монстрах особо нельзя было(Оборотня в "Человеке-волке" 1941 года на пару минут суммарно), либо хитрить(так, Борис Карлофф в "Мумии" 1932 года большую часть времени выглядит как обычный человек). Ну а чем тогда забивать картину? Ну как обычно, людьми и их проблемами. Из-за этого в старых ужасах акцент на сюжете, на героях, на их проблемах, на каких-то сторонних сентенциях(это я про проблематику создателя и его творения в фильме "Франкенштейн" 1931 года), а монстр, ради которого всё затевалось, остаётся на фоне, а в кадре появляется пару раз за фильм.

"Куотермасса" это не обошло стороной. Большая часть фильма посвящена тому, как люди вокруг потерпевшего бегают и охают-ахают, пока тот не сбегает и не добегает до финала. Разница в том, что в отличии от, например, "Человека-волка" 1941 года, где сюжет делал акцент на чём-то конкретном, "Эксперимент Куотермасса" особо не на чём таком не фокусируется. Здесь нет каких-то иных сюжетных линий - просто агенты бегают за пришельцем, в то время как самого пришельца в кадре показывают пару раз и немножко осьминога в финале. Это фильм и сгубило, на мой взгляд, сделав его просмотр каким-то пустым, что ли, занятием.

91 место

"Хостел"/"Hostel"(2005)

Рейтинг КП - 6,1; Кол-во оценок - 43 469;

Рейтинг IMDb - 5.9; Кол-во оценок - 174 338;

Режиссёр - Элай Рот.

Отправившись в тур по Европе, два американских студента и их отмороженный исландский попутчик узнают, что самая сладкая клубничка и самый безбашенный экстрим поджидают их в старушке Братиславе, где восточноевропейские красотки готовы чуть ли ни даром исполнить все желания горячих янки! Вскоре перед туристами гостеприимно распахивает двери отель их грез. Но у любых развлечений есть своя цена, и в этом заведении прайс-лист написан кровью! Сюда часто наведываются любители совсем других забав, и когда они достают свои инструменты, самые больные фантазии меркнут перед их хирургическим мастерством.

Одним из продюсеров фильма является Квентин Тарантино. Этот безусловно интереснейший факт нужен здесь для демонстрации того, что когда на постере какого-то фильма пишут "от продюсеров такого-то фильма", это не значит буквально ничего. Продюсер - это не режиссёр и даже не сценарист(обычно). Функция продюсера никак не соприкасаются с содержанием произведения напрямую, он просто даёт деньги на реализацию, инвестирует, спонсирует, всё такое. Вот почему продюсер решил спонсировать именно это произведение - вопрос, но видимых варианта два. Либо ему это кажется прибыльным, либо лично ему это просто нравится. Ни то, ни другое не гарантирует качества, даже если этот продюсер сам по себе хороший режиссёр, вроде Тарантино.

И я сейчас даже не к тому, что "Хостел" являет собой пример плохого фильма и хоррора в частности, но к тому, что "Хостел" являет собой пример странного фильма. И я даже не о том, как в фильме показана Братислава, столица Словакии, наряду со всей Восточной Европой вообще, хотя показано это здесь действительно странно. Ладно обшарпанные здания, заводы и такой знакомый автопром, но то, что банды детей лет десяти ловят проходящих по подворотням, а за коробку жвачки способны снести двух вооружённых амбалов, - это странно даже по меркам самых отдалённых регионов России, я не говорю за Восточную Европу и Европейскую часть России. Криминал есть, да, кто спорит, но ещё раз - здесь по фильму куча десятилетних за коробку жвачки валит и отправляет к праотцам двух вооружённых людей так, что части их серого вещества остаются на брусчатке: вот для какого региона вообще по-вашему это характерно? То есть да, странновато, но, справедливости ради, смотрится даже прикольно - когда злодеев унижает куча школьников возмездие не просто свершено, а даже извращено, по-хорошему:)

Говоря, что фильм странный, я имею ввиду больше его структуру. Кино идёт чуть больше 80 минут, из которых 50 минут тратится ни на что. Герои занимаются своими делами, гуляют со своими подружками, разговаривают на соответствующие темы, и только кое-когда фильм развешивает ружья, что называется. Основной действие начинается только почти по окончанию часа просмотра. И вот эти последние полчаса, когда ружья начинают стрелять, смотрятся хорошо, динамично и все дела.

Беда только в том, что этим интересным 30 минутам предшествуют 50 минут скуки и пустоты. Понятно, что фильм не мог начаться с конца, однако как-то эту экспозицию можно было бы подсократить, быстрее переходя к активной фазе. Ну слишком много времени кино тратит на экспозицию, на гульки героев и их разговоры ни к чему. Посмотреть фильм можно ради хорошей финальной трети, однако будьте готовы, что перед этим нужно будет пережить первые две трети хронометража.