В XVI веке белорусский дворянин, писатель и философ Иван Пересветов очень высоко оценивал Османскую империю считая её государством близким к идеалу. Он полагал даже, что «православная Византия разгневала Господа» своими безобразиями и беззакониями знати, а потому Бог отдал её Османам, пусть и иноверцам, но «царствующим по правде».
Например, за взяточничество и злоупотребления власти, в Османском государстве, осуждённый должен был удавиться на шелковом шнурке, который в "подарок" получал от судьи. Знатность происхождения в их государстве значения не имела. Торговля и ремесленничество находилось под покровительством султана. Торговый суд устанавливал цены на товар, за завышение цен пороли торговцев по пяткам, а товар изымали. Огромные средства тратились на образование и на содержание учителей.
В Османской империи было всего два сословия, воины и налогоплательщики. Воины служили, налогоплательщики содержали Армию. Армия была великолепная. Османы создали лучшую для своего времени пехоту, состоящую из янычар - мальчиков из покорённых христианских стран, которые приняли ислам. Служба янычар высоко оплачивалась и была не просто воинской повинностью, но религиозным братством. Их подготавливали, прежде всего, идеологически специальные исламские учителя. В наше время широко распространено ошибочное мнение о нетерпимости мусульман к представителям иных конфессий. На самом деле традиционная исламская религиозная политика очень многогранна. Общепризнанным фактом является то, что Османская империя была очень веротерпимой страной. Христианам свободно разрешалось проводить богослужения. Кроме того в армии Османской Империи было достаточно христианских воинов, которые ей верно служили. Можно вспомнить здесь битву при Анкаре (1404 г.) где сербы-христиане бились в турецкой армии против войск самого Тамерлана и своей стойкостью и героизмом вызвали его восхищение.
Христиане не подлежали в Турции шариатскому суду. Если христианин нарушал закон Османской Империи его передавали на суд христианскому духовенству. Многие греки и сербы добровольно переходили в Османскую Империю, предпочитая жить среди турок, чем подчинятся своим вельможам. Вызвано это было еще и тем, что турецкая налоговая система - Тимар, была крайне доброжелательной к простому крестьянству.
Антиохийский и Иерусалимский Патриархи видели в Османской Империи своего избавителя от воинствующих мусульманских народов, таких как Египетские мамлюки, или Крымские татары, которые притесняли христианство, но были вынуждены, подчинятся и уступать Османской Империи в вопросах веротерпимости.
Христиане (как и другие не мусульмане) имели право открывать свои образовательные заведения. Такое право предоставлялось и иностранным государствам по т. н. капитуляциям, причем уже с XVI века. В 1583 г. иезуиты, действующие под покровительством посла Франции, открыли в столице Османской империи школу при монастыре, которая со временем превратилась в один из наиболее престижных частных лицеев Стамбула (Özel Saint Benoit Fransız Lisesi). Эта школа (лицей Св. Бенуа) существует и сейчас, занятия ведутся на турецком и французском языке. В 17 веке иезуиты основывают ещё 2 лицея.
Христиане могли учиться и военному делу и другим наукам наравне с мусульманами. И имели возможность приобретать землю во всех землях Империи кроме Хиджаза.
Если посмотреть на конфессиональную карту Ближнего Востока, то с удивлением можем обнаружить многочисленные христианские общины, не только уцелевшие на протяжении веков под османским владычеством, но и долгое время процветающими при нем.
Причины величия и могущества Османской империи
6 октября 20216 окт 2021
125
2 мин