Найти тему
ПРОБУЖДЕНИЕ

Молитва "Отче наш" её истоки и толкование с точки зрения иудейской традиции. Очень интересно.

Это очень интересное толкование и объяснение молитвы «Отче наш» в котором мы видим истоки происхождения молитвы Иисуса Христа.

Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! -

Отец наш небесный, форма весьма традиционная для того времени. Мидраш Элияѓу Раба приводит молитву Амоса- пророка: «Прославится имя твое во века вечные, Отец наш Небесный, да будешь ты удовлетворён народом Израиля во век!»

да святится имя Твое - Эта фраза тоже является частью многих распространенных в те времена и доныне молитв. Так молитва «кадиш», составленная для прославления святости Имени Бога, и для выражения стремления к избавлению, начинается такими же словами: «Да возвысится и освятится Его великое имя в мире, сотворенном по воле Его; и да установит Он царскую власть Свою; и да взрастит Он спасение; и даприблизит Он приход Машиаха Своего - при жизни вашей, в дни ваши и при жизни всего Дома Израиля, вскорости, в ближайшее время, и скажем: амен!

Да будет великое имя Его благословенно вечно, во веки веков! Да будет благословляемо, и восхваляемо,и прославляемо, и возвеличиваемо, и превозносимо, и почитаемо, и величаемо, и воспеваемо имя святого, благословен Он, превыше всех благословений и песнопений, восхвалений и утешительных слов, произносимых в мире, и скажем: амен!»

Мидраш учит: «Как можем мы сказать да святится Имя твое? Ибо что может быть более святым чем Его Имя и в каком священии Оно нуждается? Но этой молитвой подразумеваем, чтобы в нас святилось Имя Его, чтобы нашей святостью свидетельствовали мы миру Его святость, как написано: «будьте святы, ибо Я свят».

да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе - Здесь, как и в кадише, о котором мы уже говорили молитва о царствии и подразумевает просьбу о воцарении Царя Машиаха на престоле Давида. Так, например в арамейском Таргуме книги Михи стих 4,8: «А ты, башня стада, холм дщери Сиона! к тебе придет и возвратится прежнее владычество, царство - к дщерям Иерусалима», переводится как: «А ты Машиах Израля, сокрытый от дней давних, тебе определено прийти и установить Царство, как до сотворения мира, воссев войдя в общину Израиля и воссев на троне царства общины Израиля.»

хлеб наш насущный дай нам на сей день – Здесь мы видим параллель с Мишлей 30:8: «Суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне; питай меня хлебом насущным» - Слово, которое мы переводим «питай» - «ѓатрифени» в оригинале можно понять, как дай добыть, позволяй выхватывать, дай довольствоваться.

Талмуд рассказывает: «И явился к нему голубь в вечернее время; и вот, сорванный оливковый лист схвачен (слово, используемое здесь однокоренное словупереводимому как «питай» в книге Мишлей) клювом его (Берешит 8). Сказал голубь, пред Святым Благословенным: Владыка Мира да будет пища моягорькой, но принимаемой из твоих рук, нежели сладкой, но из рук созданий. Там (берешит 8) написано: «тереф», а там (Мишлей 30) написано «атрифени».» (Ирувин 18) «Поэтому должен каждый человек, подобно голубице просить чтобы его пропитание было в руках Всевышнего и только Его и не зависело бы от людей» (Псикта Хута Берешит 8:11)

и прости нам долги наши, как и мы прощаемдолжникам нашим

- Бен Сира пишет, наставляя своего сына: «Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои. Человек питает гнев к человеку, а у Господа просит прощения; к подобному себе человеку не имеет милосердия, и молится о грехах своих; сам, будучи плотию, питает злобу: кто очистит грехи его?»

и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

- Просьбы об удалении от искушения и избавлении, составляют интегральную часть многих еврейских молитв. Формулировку, весьма похожую на эту приводит гаон Амрам, в списке благословений, читаемых по утрам (Биркот аШахар): «Да будет воля Твоя, Бог наш и Бог отцов наших, чтобы наставить меня в Торе твоей и прилепить к заповедям твоим, и не введи меня в грех и искушение, и избавь от лукавого начала и прилепи к началу доброму…»__

Всем мира , любви и добра!