Найти тему

АННОТАЦИЯ: виды, размер, язык, правила

Здравствуйте. Как вы выбираете книгу в магазине или библиотеке? Чаще всего это происходит так: читатель видит имя автора, название – всю обложку, затем он открывает книгу и читает аннотацию. Если аннотация заинтересовала, человек иногда читает начало, перелистывает и даже заглядывает в конец – чего я, например, никогда не делаю.
Аннотация – «серединный ключ» в этом процессе. Если она «никакая», читатель вероятнее всего книгу не возьмет.

Как только не называют аннотацию: и краткой характеристикой, и выжимкой главного из содержания, и визитной карточкой, и рекламой, и презентацией книги…
Аннотациякраткая характеристика книги, статьи и т.п., излагающая их содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку» (Малый академический словарь русского языка).
Интересно, что «аннотация» происходит от слова «nota» – «отметка, знак, пометка». Но если это нота – одна нота! – она должна звучать, быть выразительной.

I. ВИДЫ АННОТАЦИИ
Аннотации бывают краткие и развернутые, к научной статье, к сборнику или отдельному произведению роману, рассказу… Поговорим только об аннотации к художественному произведению. Назову основные.

Общая аннотация: характеризует книгу в целом, ориентирована на специализированный круг читателей.

Рекомендательная, оценочная: дает рекомендацию-оценку книге с точки зрения пригодности для конкретной категории читателей.

Справочная: дает краткую справку о книге, об авторе, возможно, с критической оценкой.

Описательная: сообщает основные сведения о произведении, не дает критической оценки.

Информационная: дает конкретную информацию о произведении без рекламных элементов.

Идеологизированная: указывается тема, излагается концепция автора, отражается основная мысль произведения.

Лирическая: фрагментарная аннотация с вопросами, загадкой, интригой, намеками, лирическими вставками, привлекающая читателя.

Сравнительная: определяет место произведения в ряду похожих.

Рекламная: убеждает читателя открыть и прочитать книгу, купить ее.

Близки по смыслу, но не являются аннотациями:
Тизер: рекламное сообщение (ролик), привлекающий читателя за счет загадки, интриги – содержания в нем недостаточной информации о книге.
Питч: короткая презентация, вызывание интереса. Может быть составной частью аннотации, пишется по определенной схеме.
Буктрейлер: видеоролик, рассказывающий о книге, анонс, реклама книги.

II. РАСПОЛОЖЕНИЕ, РАЗМЕР, ЯЗЫК, ПРАВИЛА АННОТАЦИИ

► Хотя располагается аннотация по-прежнему на обороте титульного листа, ее содержание меняется со временем. Например, сегодня в ней редко встречаются сведения об авторе, его творческом пути (эту информацию стали помещать, например, на задней части обложки рядом с отрывком).

Жанр редко называется открыто – чаще угадывается, потому как, скажем, серия уже задает жанр.

► Очень редко прямо указывается аудитория, для которой предназначена книга.

► Реже аннотация стала носить чисто информационный характер – чаще у нее одна цель: чтобы книгу прочитали.

► Язык аннотации
Для обычной аудитории – обычный язык. Краткость, минимум украшательства и деталей, максимальная точность слов, лаконичность, цитаты включаются редко. Ключевые слова, по которым возможен поиск.

► Размер аннотации (примерно):
а
ннотация из одного предложения – примерно 150 знаков с пробелами;
краткая – 200-240;
средняя, обычная – до 500, 600;
развернутая – от 600 и больше.

► Актуальность аннотации
Важны современность, востребованность жанра, темы и пр.

«До изобретения аннотаций на суперобложках автор был вынужден создавать себе имя писательским мастерством». (Лоренс Питер)
Есть правда в этих словах. Сегодня аннотация в большинстве случаев является рекламным инструментом. Главное, чтобы она была эффективной. Для этого нужно провести небольшую предварительную работу. Какую? Об этом я расскажу в следующей статье.

Вариант статьи на сайте, для чтения нужна регистрация
©
Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература