Монтсеррат Гудиль (Gudiol Montserrat, 1933 - 2015) родилась в Барселоне в семье архитектора и историка искусства Рикардо Гудиль. Монсеррат росла в круге, где музыка, живопись были частью обычной каждодневной жизни, в семье, куда запросто приходили учиться и спорить ученики ее отца.
Девушка рано начало искать собственный язык в живописи, потому что рано поняла - только собственный стиль делает художника художником, независимо от того, каким бы видом творчества он ни занимался.
В 1950 году она начала своё обучение с реставрации старой живописи, фокусируясь на живописи по дереву и бумаге. В основном она обучалась в Испании, но сотрудничала с коллегами по цеху, бывая и в Африке, и в Америке, и даже в России. Впитывала в себя разное, вечность.
В 1981 она получила первое и весьма значительное признание от Королевской Академии изящных искусств Сант-Жоржи (Каталония) - она стала первой женщиной-академиком. В 1998 была награждена Крестом Св. Георгия. Официальное признание для любого художника значит много. А для женщины-художника - вдвойне. Это по всему миру так: женщинам не просто стать академиком.
Монсеррат Гудиль нашла свой стиль в живописи - прекрасной и вневременной: ее искусство правдиво и искренне, оно берет за душу и уже не отпускает. Таким может быть символизм.
Ее модели - женщины с тонкими готическими чертами лица. Такие лица тоже на все времена… Они выплывают на вас из центра полотна. И все уже решает свет, угол зрения, тени и ваше воображение. Монтсеррат доверяет своему зрителю.
На ее полотнах главный герой - человек со своими мыслями, страданием, одиночеством, цветом… Такое искусство на все времена. Оно несёт в себе то, что нельзя до конца выразить словами, но что выше и понятнее слов - язык тела, язык необыкновенной колористики.
Искусство ее мистическое, разрушающее тишину без слов. Сродни иконописи?
Разрушающее тишину…
По-моему, в ее работы невозможно не влюбиться: они излучают вечность, в них тайна.
Фон обычно очень прост, минимум деталей. Такой приём придает картинам покой и тишину. Но и вселяет неясную тревогу?
А Гарсиа Лорка, великий испанец, подсказывает нам: «Только тайной мы живы, только тайной…» Это он о Испании, родине своей и Монтсеррат. Все написанное Лоркой дышит любовью к Испании, что роднит его с Монсеррат, которая «поёт» Испанию в своей живописи.
…Монсеррат, женщина, мать, явила пример непреклонной, удивительной настойчивости в достижении своих творческих целей. Живая и целеустремлённая, она создала свой уникальный художественный язык, о котором мечтала в юности. У неё все получилось. И длинная творческая жизнь тоже. Умерла она в родной Барселоне.
Похоже, она была достойна своему имени, полученному при рождении - Монсеррат это Гора (в переводе с испанского).
Высокая готическая Гора, залитая тайным светом вечности…
А ещё в работах Монсеррат просвечивает какая-то особая тонкая испанская грусть, пропитанная соком и кровью этой земли, так чудесно воспетой Лоркой.
Испанская грусть?..
В работах Монсеррат самая «разговорчивая» часть тела - это руки. Посмотрите на руки: там вся скрытая страсть, боль, моление… Руки расскажут вам все.
Это вам не о душевных страстях и терзаниях, так близких и понятных любому нашему русскому, это о «некоем небесном чувстве, где идёт борение разума и души с тайной, которая окружает их, которой они не могут постичь».
Гарсиа Лорка так и говорил: «Мы грустный и неподвижный народ…»
Невозможно поверить, что Это сказано о самом темпераментном народе Европы.
Надо, знать, вглядеться в цитату повнимательнее. Ибо за той испанской «неподвижностью» таится бесконечная внутренняя энергия: любовь и ненависть, радость и горе, жизнь и смерть… И когда такая сублимированная энергия выплёскивается наружу, начинается «испанский танец», завораживающий, страстный до экзальтации.
Фламенко?.. Стихия!
Вот и с творческим наследием (а оно впечатляет количеством работ!) Монсеррат так: все отточено и выверено невероятным мастерством. Грусть, стихия, тайна, энергия.
И флёр одиночества.
(Все изображения взяты из открытых источников)
©️Мила Тонбо 2021