Найти тему

Нео-реализм в романе Замятина

Оглавление

Обзор книги (2009)

                                            Обложка романа Евгения Замятина
Обложка романа Евгения Замятина

Евгений Замятин считал, что революция поменяла жизни многих людей, а посему и писать о них нужно теперь иначе. То, что было написано прежде, рассказывает о тех временах, которые уже прошли. Теперь реализм и символизм должны смениться новым литературным течением - нео-реализмом.

Писатель в своём произведении постарался объяснить, что машинизация жизни и тоталитарный режим ведут к обезличиванию каждого, к унификации индивидуального мнения и мышления, что, в конечном счёте, приведёт к уничтожению человеческого общества, как такового. Ему на смену придёт единый механизм, а люди будут лишь его безликими и безвольными составляющими, действующими на основе автоматизма и заложенной программы.

Роман "Мы" автор написал в 1920 году. Годом позже он отправил рукопись в берлинское издательство, так как не мог публиковаться на родине, в России. Антиутопия была переведена на английский и опубликована в 1924 году в Нью-Йорке. На родном языке автора произведение было издано только в 1952 году в том же городе. Россия познакомилась с ним уже ближе к концу века в двух выпусках издания "Знамя".

Из-за того, что антиутопия писателя увидела свет, пусть и за рубежом, прозаика стали травить, отказывались публиковать, не давали ставить пьесы, пока он не уехал за рубеж по разрешению Сталина.

Содержание своими словами

Главными героями данного романа являются: автор-математик Д-503, его любовница I-330, О-90, влюблённая в строителя Интеграла, S, поэт R-13, сосед главного героя, Хранители, доктор и Благодетель.

Д-503 готовится строить Интеграл, запустить его в будущее через 120 дней. Все люди живут не с именами, а под нумерами, присвоенными лично каждому из них и во всём подчиняясь существующей власти Единого государства. Они спали друг с другом за специальные розовые билеты и опускали шторы при этом.

Поэт читал свои поэмы, стихи и Оды в честь Благодетеля. I-330 в итоге соблазнила главного героя, увидев в нём жителя за пределами Зелёной стены, которого она признала по его волосатым "обезьяньим рукам". Сначала до связи с ней Д-503 был верен строгости государства, подчиняясь времени, то есть Часовой скрижали, но после того, как началась его любовная интрижка, он перестал посещать Бюро Хранителей и Медицинское Бюро. С ним произошла глубокая перемена.

Главный герой вдруг почувствовал раздвоение личности, страстно влюбившись в I-330. Он уже не был прежним нумером государства. Её брови были похожи на икс, а зубы ослепительно белоснежны. Д-530 ревновал свою новую любовь к поэту и к S. Их связь началась в её Древнем Доме, который сторожила старуха. Автора там однажды застал S. Вскоре после этого Д-503 даже перестал посещать общие собрания в аудиториуме. Он резко критиковал Канта и хвалил Тэйлора за его метод того, что люди должны быть максимально использованы для увеличения производительности труда.

S-4711 напоминал ему розовые крылья-уши. Нумера слушали Марш трубы Музыкального Завода. Д-503 страдал из-за своей неизлечимой болезни - появления у него души, чувствуя в себе V -1. Несмотря на свои изменения Д-503 продолжал создавать своё гениальное математическое творение чтоб его не смогли наказать Хранители. Он хвалил Стену с Благодетелем. Его любовница слушала все речи и он буквально "брызгал" буквами при разговоре. После измены главного героя О-90 ушла, догадавшись о случившемся с ним, но потом внезапно вернулась, умоляя Д-503 зачать вместе с ней ребёнка. Он согласился. Второй строитель пожаловался на слишком медленную стройку Интеграла главному герою, рассказав ему про появление операции по вырезанию фантазии, так как не только Д-503 страдал возникновением души.

Скоро I-330 испытывает его, исчезнув с S и R-13. Он ощущает себя мертвецом. Д-503 посетил опустевший Древний Дом, но не находя там своей любовницы, представил себя рядом с ней и почувствовал в этот миг, будто летит вниз куда-то. О-90 прислала ему письмо, что связь с R у неё не является серьёзной, но понимая любовь главного героя к любовнице, она готова сделать заявление на отказ от него. Затем ему вручили другой "исподлобный" конверт от I-330, в котором она просила прощение за своё исчезновение, а его попросила для виду спустить шторы, чтоб все окружающие подумали, что они по-прежнему вместе. Он послушался, хотя сильно мучился от разлуки с ней.

                Иллюстрации к роману "Мы" из открытого источника Яндекс. Картинок
Иллюстрации к роману "Мы" из открытого источника Яндекс. Картинок

Секретарь дома Д-503 Ю влюбилась в него, хотя была старше по возрасту и с "жабрами щеками". Она хотела остаться рядом с главным героем навсегда, оберегая его, а он в свою очередь, догадываясь о её мечте, рассмеялся в ответ. Когда Д-503 наблюдал за казнью первого, заболевшего из-за появления души, то увидел подбегавшую к приговорённому женщину. Тогда он тоже побежал к нему, но стал против, потому что понял, что женщина не его любовница, а лишь похожа на неё. Хранители вновь чуть не увели его. Болея возникновением у себя души, Д-503 чувствовал себя микробом.

Вскоре его любовница договорилась о встрече с ним на выборах после праздника в честь дня Единогласия (Пасхи). На выборах половина проголосовала За, а другая - против Благодетеля, но он всё равно победил. I-330 чуть не унесла раненую R-13, но главный герой помешал ей сделать это. Его любовница была рада неизвестности и окончанию известности с определённостью, возобновив связь с Д-503. Потом он увидел развешанные по городу за стеной названия племени людей "Мефи". I-330 вывела Д-503 за Зелёную Стену, где он заметил других людей в шерсти и без одежды. Она рассказывает ему о том, что будет революция, столкновение этих людей с нумерами и что они захватят Интеграл в результате. Здесь же главный герой увидел S-4711. I предлагает ему остаться жить за Стеной, но он сомневается.

Она называет себя вместе с мефи анти-христианами, то есть энергией, а его считает и его предков христианами, точнее - энтропией. В итоге S арестовал троих и вошел в комнату к главному герою. Д-503 вновь спасается от Хранителей, нахваливая Благодетеля в своём труде. Ю пригрозила ему и он понял, что она всё рассказала Хранителям.

Беременная О-90 встретилась с Д-503 и он предложил ей вместе спастись ото всех, уйдя жить за Зелёную Стену ради их ребёнка. Сначала она отказалась, но потом согласилась, приняв помощь от его любовницы. I-330 согласилась о встрече завтра на Интеграле в 12. В газете главный герой прочитал о приказе Благодетеля всем нумерам пройти Великую Операцию по вырезанию фантазии, а отказавшиеся будут казнены в машине Благодетеля. Ю, будучи школьной учительницей, отвела детей на эту операцию. Любовница Д-503 предложила ему сделать выбор между ней и Операцией. В этот момент при их телефонном разговоре в голове у главного героя столкнулись 2 логических поезда.

В Интеграле он приказал строителю развить 100 тонн для топлива двигателя. Многие нумера уже были прооперированы, а Д-503 продолжал медлить. Он спас О-90, отведя её от слежки S к себе домой, а потом к любовнице. При полёте на Интеграл главный герой увидел не только людей в шерсти с I, но и Хранителей, которые стараются не допустить захвата Интеграла чужаками из-за Зелёной Стены. Д-503 сравнил свою любовницу с древней Валькирией, а она после появления Хранителей обвинила его в предательских взглядах.

После всего этого в городе началась суматоха с нумерами. R-13 тоже казнили. Д-503 наткнулся на него потом. Многие были против Операции. Паникующих автор назвал "В обруче". Д-503 со зла чуть не убил Ю за отчет перед Хранителями, а она взмолилась о пощаде, признавшись ему в любви и обещая исправиться, забрав своё заявление на него и Хранителей. Благодетель вызвал Д-503 к себе, пригрозив ему рассказом про казнь и Инквизицию. Он считал, что главный герой помешал общему плану сделать абсолютно всех счастливыми и тот согласился с Благодетелем во всём.

Затем в своей машине Благодетель доказывает Д-503, что I-330 просто хотела его использовать как начальника по строительству Интеграла. Он желал увидеть свою любовницу и на другой день за обедом в столовой стал невольным свидетелем взрыва Зелёной Стены. Потом Д-503 побывал в Древнем Доме, но не застал там I-330. Он узнал, что S с ней заодно. Любовница попрощалась с главным героем прямо у него дома.

В Медицинском Бюро Д-503 рассказал про свои любовные похождения и его оперировали насильно. Сосед по палате поведал главному герою о конечности Вселенной. В итоге лишившись эмоций и души, Д-503 без всяческих чувств, довольно-таки равнодушно наблюдал за пытками над I-330 в Газовом Колоколе и её медленном уходе в небытие. Он считал, что разум должен победить.

                                      Иллюстрация к роману Замятина
Иллюстрация к роману Замятина

Замятин основывался не только на идеях пролеткульта. Дома из стекла и бетона напоминают описанные в романе "Что делать?" Чернышевского, а также города будущего, придуманные футуристами (Хлебниковым, Крученых). Единое Государство не раз возникало в урбанистических утопиях. А образ технически совершенной машины ("Интеграла") показан в произведениях современников (Платонова, Маяковского).

Неизвестный в СССР роман писателя был подвергнут резкой критике. Его назвали злым памфлетом, а самого прозаика считали испугавшимся прихода социализма. Он до конца жизни оставался верным идеям социализма, но его произведение - логическое доведение этих идей до абсурдного предела.

Социальная проблема романа

Единое Государство ставит перед собой задачу осчастливить не только своих граждан, но и жителей других планет. Проблема заключается прежде всего в том, что счастливым может быть только несвободный человек, а свобода мучительна. Ведёт к боли. Но именно свободу и боль каждый раз выбирает человек.

Социальная проблема, которая поднимается в романе - взаимодействие личности, ведь именно она становится винтиком и колёсиком тоталитарного государства, и самого этого государства. Личность обесценивается до полного исчезновения: или физического, как убитые в Машине Благодетеля, или морального, как люди без души, какими становятся в романе все прооперированные.

Внешний конфликт между Единым Государством и сторонниками иного племени "Мефи" усиливается к концу романа, как и внутренний конфликт героя, который, с одной стороны, чувствует себя нумером, а с другой – всё больше стремится к свободе.

                            Иллюстрация к роману Замятина из Яндекс. Картинки
Иллюстрация к роману Замятина из Яндекс. Картинки

Проблематика "Мы" связана с тем, что свобода в Едином Государстве приравнивается к мучениям и невозможности жить счастливо, причиняет боль. Соответственно, возникает масса проблем, вызванных тем, что человек вместе со свободой выбора теряет свою сущность и превращается в биоробота, рассчитанного на определённый функционал. Да, жить ему становится и впрямь спокойнее, но слово "счастье" уже неприменимо к нему, ведь это эмоция, а их нумера лишены.

Поэтому человек, как правило, как и главный герой произведения, выбирает боль, чувства и независимость вместо идеализированной системы принуждения. И его частная проблема - это противостояние с тоталитарной властью, бунт против неё. Но за данным конфликтом кроется нечто большее, глобальное и относящееся ко всем нам: проблемы счастья, свободы, нравственного выбора и т.д.

В антиутопии изображается основная социальная проблема: человек, который превращается лишь в одну из частей системы тоталитарного государства, полностью обесценивается. Никто в грош не ставит его права, чувства и мнения. Например, героиня О-90 любит одного мужчину, но ей приходится "принадлежать" всем, кто только её захочет. Речь идёт об обесценивании личности до невозможного: в произведении нумера умирают либо физически, наказанные Машиной, либо морально, лишаясь души.

Конфликт в произведении

Роман "Мы" представляет собой противостояние идеологии и реальности. Замятин изображает людей, которые из всех сил отрицают, что они люди. От всех проблем они решили избавиться, избавившись от самих себя. Всё то, что дорого нам, что составляет и формирует нас, отнято у героев книги. В действительности они никогда бы не позволили выписывать на себя талоны, не согласились бы жить в стеклянных домах и не поступились бы собственной индивидуальностью. Но вот они критически оценили эту действительность, полную противоречий из-за многообразия и изобилия, и пошли против неё, против своего естества, против мира природы, отгородившись Стеной Иллюзий. Придумали абстрактный смысл бытия (строительство Интеграла, как когда-то строительство социализма), абсурдные законы и правила, противоречащие морали и чувствам, и нового человека - нумера, лишенного своего "Я". Их сценарий и не жизнь вовсе, это самая масштабная театральная постановка, в которой все действующие лица делают вид, что проблем нет, как желания вести себя иначе.

Но неравенство неизбывно, оно будет всегда, потому что человек человеку рознь с самого рождения. Кто-то искренне и слепо верит пропаганде и играет свою роль, не задумываясь о её искусственности. Кто-то начинает думать и рассуждать, видит или чувствует фальшь и наигранность происходящего. Так появляются жертвы казни или трусливые лицемеры, пытающиеся потихоньку нарушить установленный порядок и умыкнуть из него частичку индивидуальности для себя. Уже в их наличии очевиден крах системы Единого государства: сравнять людей невозможно. Они всё равно отличаются друг от друга, и в этом заключается их человечность. Не могут они быть просто колёсиком в машине, они индивидуальны.

Автор полемизирует с советской идеологией о "свободе, равенстве и братстве", которая обернулась рабством, строгой социальной иерархией и враждой, так как эти возвышенные принципы не соответствуют человеческой природе.

Взгляды коллег писателя на его роман

Анненков пишет, что Евгений Замятин виноват перед режимом только в том, что умел мыслить иначе и не равнялся с обществом под одну гребёнку. По его словам, идеи, вписанные в его антиутопию, были его собственными идеями - о том, что нельзя искусственно вписывать человека в систему, потому что в нём, помимо всего прочего, есть иррациональное начало.

Джордж Оруэлл сравнивает произведение Замятина с романом Олдоса Хаксли "О дивный, новый мир". Оба романа говорят о протесте природы против механизации в будущем. У русского автора, по мнению писателя, более явно читается политический подтекст, но сама книга построена неудачно. Оруэлл критикует слабоватый и отрывочный сюжет, о котором невозможно сказать в нескольких предложениях.

Браун писала, что "Мы" - это одна из самых смелых и перспективных современных утопий потому, что она веселее. Тынянов в статье "Литературное сегодня" считал фантастический сюжет Замятина вполне убедительным, потому что он сам шёл к писателю из-за его стиля. Инерция стиля и вызвала фантастику в жанре. В конце Тынянов называет роман удачей, произведением, колеблющимся между утопией и Петербургом того времени.

                                          Иллюстрация к роману Замятина
Иллюстрация к роману Замятина

Весь сюжет антиутопии "Мы", как и любой антиутопии, строится на постепенном прозрении героя, у которого сначала появляются смутные сомнения в правильности своих действий, затем возникает "душа", мешающая быть "винтиком и колёсиком". Операция по удалению фантазии превращает Д-503 в счастливый механизм, спокойно наблюдающий, как любимую пытают под Газовым Колоколом.

Роман представляет собой конспекты математика, человека логического склада мышления. Замятину нетрудно было передать образ мыслей такого человека, он писал Д-503 с самого себя.

Несмотря на желание главного героя как можно точнее объяснить ситуацию в Едином Государстве, события изложены сумбурно. Встречается очень много предложений с многоточиями, герой сам не всегда может понять, что происходит с ним и в мире.

Краткие, из одного-двух слов, характеристики каждого героя, данные Д-503, свидетельствуют о том, что человек не может обойтись без имени, называния , ярлыков.

В этой антиутопии множество афоризмов, отражающих точку зрения несвободного сознания: "Стена - основа всякого человеческого", "Об оковах - вот о чём мировая скорбь".

А вы любите жанр фантастики как в литературе, так и в киноиндустрии? Какие книги или фильмы этого направления нравятся вам больше всего и почему?

Ставьте лайки и при желании подписывайтесь на мой канал!)