Римская империя – самая огромная, высокоразвитая и величественная держава во всей Античности. Традиционно ее историю разделяют на Раннюю империю (принципат) и Позднюю империю (Доминат). Однако, что, если я вам скажу, что ранней империи никогда не существовало? И как монархическая держава с абсолютной власть императора Рим родился лишь в конце III века нашей эры.
Рубеж первых веков нашей эры, а если быть точнее его отрезок с 63 года до н.э. по 14 год н.э., ознаменовался значительными преобразованиями, в древнеримском государстве которые были связаны с правлением «отца Отечества» Гая Юлия Цезаря Октавиана Августа (Imperator Caesar Augustus divi filius pater patriae). В Сенате после его смерти даже было выдвинуть наименование его периода правления как «века Августа».
По глубине произошедших преобразований мало какие реформы могли сравниться с Августовской «перестройкой». Историки характеризировали эти изменения такими утверждениями как «рождение империи», «римская революция», «революция Августа», «золотой век римской культуры». А саму образовавшуюся модель правления назвали – принципатом (то есть правления принцепса («первого среди равных») который представлял собой первого в списке римских сенаторов). Однако несмотря на то, что режим существовавший с I по конец III в н.э. отличался особым положением и правами принцепса (в предшествующие времена у него было лишь право первым высказаться в Сенате), во времена Августа такое определение как принципат было неизвестно. Римляне попросту бы удивились, услышав это определение.
Принцепс в лице Августа действительно обладал верховной властью в стране, но он признавал верховенство закона над ним. Был сохранен целый спектр римских республиканских институтов, которые позволили назвать этот период «монархической республикой» или «республиканской монархией». Но наиболее верным будет термин, который встречается в источниках того времени и который весьма точно описал Я.Ю Межерицкий в своей работе «Восстановленная республика» императора Августа – res publica restitute ("восстановленная республика").
К концу жизни «классической» римской республики в I в. до н.э. – римская держава погрязла в целой серии социальных, политических и государственных кризисов которые поставили государство на грань своего существования. Все это сопровождалось и масштабным процессом, описываемым древнеримскими авторами как «упадок нравов». На помощь римскому народу выбраться из этой «геенны огненной» пришел Октавиан Август с его программой реформ по восстановлению республики. Сам этот термин «восстановление республики» стал мощным идеологическим инструментом в построении новой державы, которая полностью соответствовала психологическим установкам, жизненным ценностям и надеждам рядовых граждан. Октавиан Август начал по своей сути феноменальный процесс превращения исконных римских и завоёванных территорий в единую страну. Грамотно смешав в «реформационном котле» этносы, языки и религии, на основе которого через несколько сотен лет будут рождены европейские народы.
Октавиан Август подарил римлянам то, чего они жаждали: единая держава, гражданский мир, безопасность путей сообщения, унифицированная денежная система, религиозные культы, правовая защищённость. Все это подстегнуло небывалый экономический рост.
Многие люди, в том числе и историки, ошибочно распространяют современные термины и нормы права на Античную эпоху. Классическим примером являются определения республики и империи. Так нам известно, что республика – форма правления в которой высшие органы власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Это определением было рождено в годы Французской революции и затем получило дальнейшие развитие в трудах Никколо Макиавелли. Но в Древнем Риме «res publica» означало совершенно иное.
Обратимся к величайшему оратору и философу Рима Цицерону. «Res publica» он определял так: «est… res publica res populi» или по-русски «республика – достояние или сфера интересов народа». То есть, республика определялась как политическая организация, которая служит интересам общества. К, так называемой, поздней республике это определение и вовсе трансформировалось в ценностную ассоциацию, в которой интересы общества стоят выше личных, руководствуясь верховенством закона и права, что выражается в работе народных собраний, сената и магистратур. Сами римляне, при этом не отрицали роль выдающихся личностей в поддержании и защите этих устоев.
Само определение «Римская республика» это конструкт, созданный современными авторами для обозначения периода существования римской державы продлившегося почти V веков. Официальное наименование было «senatus populusque Romanus» («сенат и народ Рима»). Вплоть до правления Августа слово для обозначения государства вероятно и вовсе не существовало. Позже сами римляне называли этот период как «libera res publica».
Определение «принципат» также является искусственным поскольку отражает лишь особенности римской республиканской государственности в Риме и Италии, в то время как в других регионах формировался исключительно иной образ правления.
«Восстановление республики» в годы правления Октавиана Августа не было просто декорацией или ширмой – нет это был каркас, фундамент будущего государственного устройства. «Отец Отечества» прекрасно понимал, что «старая Римская республика» нежизнеспособна, а ее главные хранители видят лишь в ней защиту привилегий правящего класса, а не как ни преобладание закона и права.
Многие авторы отмечают начало зарождение монархии при Октавиане путем отожествления на Востоке принцепса с монархом. Однако они не учитывают, специфику региона, который изначально тяготеет к сильной единоличной власти. В тоже время такой процесс не наблюдается в самой Италии. Хотя в годы правления Октавиана Августа проскальзывали сочинения целью которых было обвинить (косвенно или прямо) принцепса в узурпации власти.
В ответ на это Август развернул широкую идеологическую кампанию по созданию образу «защитника и реставратора республики». Сам Октавиан негативно относился к обратной тенденции обожествления его образа и установки статуй в его честь.
Проблематика всего этого процесса по «восстановлению республики» состояла в том, что Август постоянно находился между Сциллой тирании и Харибдой беззакония. Республиканские институты власти за предшествующие годы показали свою полную неспособность управлять страной. Единственным выходом из ситуации было сосредоточение власти в руках сильного правителя кои он, несомненно, являлся. В тоже время это порождало в нем дилемму власти, которая угрожала перейти в тиранию. Август взвалил на себя наиболее тяжелое государственное бремя, облик исполнения которого начал настораживать со временем сенаторов-консерваторов и самого принцепса. Октавиан желал узаконить свои полномочия, но сделать это в полном объеме он не мог, поскольку оформление единоличной власти окончательно закрепило бы характер будущего государство и поставило крест на традиционалистской пропаганде, основанной на римском мифе.
И в этих условиях Октавиан Август сумел постоянно придерживаться золотой середины между монархией и традиционными институтами – создав по истине уникальную систему. Эйфория, основанная на патриотизме и «восстановлении республики» к концу правления Августа начали постепенно сходить на нет. Демократические и республиканские устои медленно трансформировались в идеологическую среду и «культурный код», уступая место новой системе, которая делала упор на сильную единоличную власть принцепса и его окружения. Постепенно шло изменение сознания римского народа в отношении многих традиционных элементов, наполняя многие старые понятия, явления и институты новыми смыслами.
По своей сути режим прнципата представлял собой «золотую середину» между восточным монархизмом и римским республиканизмом. Сильная власть принцепса, которая приносила гражданам военные триумфы, расширение империи и что самое главное финансовое благополучие и безопасность прекрасно сочеталась с исконными римскими представлениями универсализма, вечности Рима и его исключительности. И все это ярко диссонировало со стремлением аристократии вернуть тот самый libertas, ассоциировавшийся у многих с постоянными интригами, смутами и борьбой за власть.
Главной заслугой Августа стала трансформация народного сознания. Римский народ воспринял его власть как естественный порядок вещей как главный гарант мира и благополучия. И на фоне ужасающих событий поздней римской республики тот образ, что проповедовал Октавиан предстал перед глазами римлян как идеальная «республика».
В отличие от многих правителей, Август не был подвержен болезни «Александра». Он был проповедником, во-многом утопической мысли о создании идеального римского государства, где нравственные начала уравновешивают монархические, аристократические и демократические начала. Однако, постепенно, все эти черты постепенно размываются в сторону одной единственной системы. Это был длительный процесс, растянувшийся на многие годы. В своем окончательном виде он был закреплен лишь в конце третьего века Диоклетианом, официально принявшего термин – «dominus» или «господин». И тогда была окончательно рождена римская империя.
#рим #римская империя #история рима #античность #история античности #империя #римская история #римская республика