Как правило, человек, обращённый в раба, оставался им до конца своей жизни. Больше того, в большинстве случаев рабами становились и его дети. Тем не менее, даже невольник имел возможность получить желанную свободу. Как и при каких обстоятельствах?
Самый, наверное, простой и один из самых распространённых способов освобождения раба – воля его хозяина. В римском праве для этого случая было своё название – манумиссия («manumissio» – manus «рука» и mitto «отпускаю»).
Существовали разные способы манумиссий. Древнейший из них – виндикта. Хозяин находил римского гражданина, который выступал во время процесса в качестве истца. Он заявлял, что невольник на самом деле не раб, а свободный человек. Ответчиком в этом фиктивном суде был, естественно, господин, который соглашался с истцом. Претор провозглашал свободу недавнего раба. Процесс заканчивался тем, что истец касался бывшего невольника палкой, называемой vindicta, как бы подтверждая готовность защищать его свободу оружием.
Другой способ – Manumissio censu – был куда менее торжественным. Хозяин просто подавал особое заявление, и раба вносили в цензорский список свободных граждан.
Порой хозяин хотел освободить раба, но при жизни он был ему ещё нужен. В таком случае составлялось завещание, в котором господин указывал, что такого-то невольника нужно сделать свободным. Этот способ назывался Manumissio testamento (testamento, как нетрудно догадаться, переводится как «завещание»). В некоторых случаях, впрочем, хозяин мог не дать прямых распоряжений по освобождению раба. Вместо этого он просил своего наследника исполнить свою волю, а тот уже мог выбрать способ манумиссии.
Порой раба отпускали на волю в неофициальной обстановке. Например, звали невольника ко столу (разумеется, рабы ели отдельно от хозяев). Или же хозяин даровал ему свободу прямо на смертном одре. Правда, в таком случае, хоть раб и становился свободным, но права гражданина не получал.
В республиканский период для хозяина не существовало никаких ограничений для освобождения своих рабов. Октавиан Август, первый римский император, это положение изменил. Отпускать на волю было разрешено лишь определенную долю рабов, и не больше 100. При этом самому хозяину не должно было быть меньше 20 лет.
Рабов, которым было меньше 30 лет, освободить могли только «после исследования перед советом законной причины отпуска. Законной же причиной отпуска на волю будет, например, тот случай, когда в присутствии совета отпускает кто-либо на волю родного сына или дочь, брата или сестру, питомца или воспитателя или раба, для того чтобы иметь в его лице поверенного, или когда кто-либо отпускает на волю рабыню для вступления с нею в брак».
В то же время в императорское время раб имел возможность стать свободным с помощью государства. Если хозяин бросил больного раба на произвол судьбы; если кто-то убил хозяина, а раб открывал имя убийцы; если раб стал совсем старым и больным; за какие-либо особые заслуги перед Римом; если раб узнавал о готовящемся бунте и своевременно донёс об этом.
Новый способ манумиссии возникает в IV в. н.э. – Manumissio in ecclesia. Хозяин мог освободить раба, ходатайствуя об этом перед епископом и общиной.
В некоторых случаях раб имел возможность выкупить самого себя из рабства. Конечно, касалось это не рабов, работавших на полях, а «домашних» рабов, прислуживавших хозяину. Господин, который милосердно относился к невольнику, мог позволить ему иметь личные деньги. Накопив тем или иным способом энную сумму, раб мог потратить её для выкупа себя из рабства. С бывшим хозяином они, конечно, часто поддерживали тесные отношения, и тот мог даже назначить бывшего раба своим доверенным лицом.
Наконец, существовал и радикальный способ освобождения из рабства – с оружием в руках. Восстания рабов, правда, как правило, кончались весьма плачевно для восставших. Тем не менее, они могли привести к заметному смягчению положения других рабов.
(с) Zeist
Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii
Мы будем очень признательны любой поддержке!