Найти тему

17 сентября – День народного единства? (Опус 56.)

ГОИРО
ГОИРО

В ноябре 1918 г., в связи с поражением в Первой мировой войне Германии и Австро-Венгрии, а также победой Октябрьской революции в России и провозглашением Советской властью недействительными всех договоров царского правительства о судьбе третьих стран, восстановилось Польское государство. 10 декабря 1918 года Декретом Совнаркома была признана независимость Польской Республики. При помощи стран Антанты за короткий срок она создала сильную армию. Польское руководство поставило задачу возродить Речь Посполитую в границах 1772 г., включить в состав Польши Литву, значительные территории Украины и Беларуси. В конце февраля 1919 г. войска Польши начали наступление и заняли Гродненщину, где находилась Рада БНР. Рада предприняла попытку организовать сопротивление полякам, создав для этого Совет Государственной обороны во главе с В. У. Ластовским и генералом К. А. Кондратовичем. Но эта акция успеха не имела. К середине апреля 1919 г. поляки захватили Брест, Пинск, Волковыск, Слоним, Лиду, а 21 апреля — Вильну. 8 августа 1919 г. польские войска захватили Минск. Фронт стабилизировался только в конце 1919 г. на линии реки Березины. На захваченной территории был установлен жесткий оккупационный режим, восстановлена власть помещиков и капиталистов. Проводились массовые аресты противников польского режима и деятелей белорусского национального движения. Богатства Беларуси расхищались и переправлялись в Польшу. Государственным языком был объявлен польский. Закрывались белорусские школы и учреждения культуры. Из государственных учреждений увольнялись лица белорусского происхождения и православного вероисповедания.
Источник:
https://www.gistoryja.ru/XIX-nachalo-XXI-v/59-polskaja-intervencija-v-belarusi-1919-1920-gg.php

Версальский договор, подписанный Польшей 28 июня 1919 года, гласил, что восточные границы этой страны должны быть «определены в дальнейшем» (Статья 87.) Демаркационная линия на востоке страны, предложенная Верховным советом Антанты на Парижской мирной конференции в декабре 1919 года («линия Керзона»), была проведена так, что к западу от неё находились территории, населённые, преимущественно, поляками, а к востоку – белорусами. На переговорах контрагентом Польши выступала Советская Россия (РСФСР), не признававшая ни БНР, ни территориальные притязания Польши, но которую устраивали границы, предложенные Антантой.

8 декабря Верховный совет Антанты принял «Декларацию по поводу временных восточных границ Польши», не признав, де-юре, польских захватов на востоке. Декларация была проигнорирована польской стороной, которая упорно отклоняла предложения советского правительства по установлению разумных границ, определяемых Антантой.

В апреле 1920 года поляки возобновили наступление и 8 мая захватили Киев. К этому моменту Рабоче-крестьянская армия Советов разобралась с большей частью контрреволюционных сил внутри России и ответила агрессору сильным контрударом. Польская армия отступала, и правительство Польши обратилось к Антанте с просьбой о посредничестве. Советская сторона настаивала на прямых переговорах с польской стороной, отвергая посредничество Антанты. Однако внутри советского правительства образовались две конкурирующие группы. Одна поддерживала В.И. Ленина и предлагала остановить Красную Армию на линии Керзона, резонно полагая, что вторжение на территории, населённые поляками, поднимет в Польше волну национально-освободительного движения. Другие поддерживали Л.Д. Троцкого с его идеями «мировой революции», замыслы которого не ограничивались захватом Польши, но простирались значительно дальше на запад. В итоге Красная Армия потерпела сокрушительное поражение. Около 100 тыс. красноармейцев попали в польский плен. Из этого числа до 60 тыс. в этом плену погибли. А Советско-Польская граница была установлена по Рижскому мирному договору 1921 года значительно восточнее «линии Керзона». В состав Польши были включены земли, входившие в Речь Посполитую до раздела 1793 года.

Смотрите по ссылке:

https://www.krugosvet.ru/enc/gosudarstvo-i-politika/liniya-kerzona

Повторное установление границы по «линии Керзона» стало задачей советской политики. Эта задача и была решена 17-30 сентября 1939 года.

17 сентября 1939 года после многочисленных напоминаний руководства Третьего Рейха о необходимости выполнять свою часть советско-германских договорённостей Советский Союз объявил, что в связи с утратой Польшей своей государственности он вводит свои войска на территорию Западной Белоруссии и Западной Украины. Этим СССР решал несколько задач. Во-первых, ввиду возникновения линии соприкосновения с Германией и неизбежного военного столкновения с ней, что было очевидно из выступлений и фундаментальных эпистол лидеров НСДАП, стратегический тыл и столица СССР отодвигались на двести-триста километров от западной границы СССР. Во-вторых, обеспечивалась защита проживающего на этих территориях гражданского населения при территориально объединяемом этносе и одновременно увеличивающемся мобилизационном потенциале страны. В-третьих, восстанавливались границы, определённые странами-победительницами в Первой мировой войне. В-четвёртых, на присоединённых территориях устанавливался социализм и советская власть.

Потери советской стороны составили: погибших -1173, раненых – 2002, и пропавших без вести - 302 человека. В плен было взято около 450 тыс. польских военнослужащих. Подробнее об этой операции РККА можно узнать по ссылке: https://w.histrf.ru/articles/article/show/pokhod_krasnoi_armii_1939

События 17 сентября 1939 года всегда были предметом политических спекуляций. И во времена СССР, из опасений потревожить нежные национальные чувства «братьев-поляков», и в сегодняшней Беларуси, ради роста националистических настроений внутри страны. По-моему, и первое и второе контрпродуктивно и вредит духовному состоянию нашего народа. Подумайте, какие из целей, решаемых походом 17 сентября 1939 года актуальны сегодня для Беларуси? Объединение территорий, населяемых белорусами? Если без оговорок и комментариев, то – да. Проблема удалённости от западных границ столицы и стратегического тыла – это, по большому счёту, проблемы другой страны. С социализмом и советской властью покончено, если не навсегда, то надолго. Поэтому камлания Вождя по поводу того, что поляки защищались «всего две недели» и «не умирали там, если это ваша земля», прокомментирую так: национализм – слишком слабая мотивация к самопожертвованию, в отличие от идеи освобождения человека от эксплуатации человеком. Поэтому единство народа современной Беларуси подобно единству польского народа времён 1939 года и никак не может быть приравнено к единству советского народа, несмотря на вербальные потуги Вождя, ибо единство советского народа было скреплено идеей социальной справедливости, устремлённой в будущее. К 1939 году белорусский народ двадцать лет вместе с народами СССР строил государство, принципы общественных отношений в котором были положительным примером для народов мира. А в сегодняшней Беларуси, как и во второй Речи Посполитой в будущее устремлена идея личного обогащения, что возможно только при обеднении других. Тридцать лет новейшей истории Беларусь погружается в бездну капитализма, всё дальше уходя от того хорошего, что было в БССР. Ну, и какое единство может быть в народе, где одних заботит, где и как сохранить «нажитое непосильным трудом», а других – где найти работу, чтобы «свести концы с концами, не отдав концы»? Не потому ли значительная – если не большая - часть граждан Беларуси вне официальных площадок относится к «Дню народного единства» со спокойным безразличием, как к очередной «цацанке» власти?