29 июня жители Константинополя увидели со стен передовые отряды авар. На другом берегу Босфор расположились союзные персы, под предводительством полководца Шахрвараза ( Сарвараза по византийским источникам), у которого в послужном списке были победы над византийцами в Иудеи и Сирии. Целый месяц авары грабили окрестности Константинополя, ожидая прихода славянского войска. Наконец, 29 июля с основными силами, подошли сам аварский хакан Баян и славяне.
Время для аварского похода было выбрано не случайно - император Ираклий с войсками находился в походе. И персы на азиатском берегу Бофора появились не случайно. В их задачу входило обеспечение аварского тыла, если Ираклий поспешит на помощь осажденному городу. Но император повел себя странно - вместо отправки войск на помощь осажденным, он ограничился посылкой инструкций. С другой стороны такому поведения Ираклия можно найти объяснение. 623 году авары уже подступали к Константинополю, сам император в это время вел войну на Востоке, но прибыл на переговоры с каганом и едва избежал засады, устроенной аварами. Тогда спастись ему помогла смена пурпурного плаща на обычный. Византия заплатила аварам отступные, 200 тысяч номисм. Кроме того, император выдал аварам в заложники своего сына Иоанна Аталариха.
31 июля начались перестрелки между защитниками города и осаждающими. Осаждающие располагались таким порядком - на флангах находились славяне, тяжеловооруженная аварская пехота находилась в центре, и перед ними стояли легковооруженные славяне. Как видим, славяне составляли основную часть союзного войска. Под прикрытием лучников и пращников войска пошли на штурм, но были отбиты с большими потерями, причем защитники города уничтожили часть осадных машин и «черепах».
2 августа состоялись переговоры между патрицием Воносом, руководителем обороны города и каганом авар. В переговорах приняли участие и персидские послы. Византийцы предложили огромный выкуп, но каган потребовал отдать ему город, а жителям покинуть его, имея на себе один лишь хитон. Указывая на персидских послов сказал, что они усилят его войска тремя тысячами гоплитов. Высокие договаривающиеся стороны ничего не решили и византийское посольство отбыло.
Авары и славяне достали из обоза лодки-однодревки ( моноксилы) и попробовали спустить их на воду. К ним направился ромейский флот и союзники отступили. Ночью, по суше, они перетащили лодки- моноксилы на другую сторону бухты, на мелководье, куда, имеющие глубокую осадку византийские суда, не могли добраться.
В ночь 4 августа славяне на лодках-моноксилах отплыли на азиатский берег Боспора за персидскими войнами. Но византийцы не дремали: 70 трирем и дирем вышли из порта в пролив, перехватили славянские лодки и устроили разгром. Большинство славянской флотилии погибло, а ромеям удалось пленить персидских послов, которых и убили.
Два дня происходили мелкие стычки, обе стороны тщательно готовились а 7 августа авары и славяне пошли на решающий штурм, Славяне должны были атаковать со стороны моря , а авары стены. По уговору между славянами и аварами, сигнальный огонь на стенах, означал захват стен аварами и начало славянской атаке порта и города. Заработали катапульты, к стенам были придвинуты осадные башни, штурмовые лестницы и «черепахи». Атака следовала за атакой но успеха не было. Все попытки союзников закрепиться на стенах были отбиты мужественными защитниками.
Сведения источников о морской части операции кардинально разнятся: один ссылается на Божье провидение, другой на воинское искусство патриция Бона. Он приказал зажечь ложный сигнальный огонь, который славяне приняли за сигнал к началу штурма. Они устремились в бухту, где были встречены византийским флотом. Разгром был полный.
« Это стало известно патрикию Бону, и он снарядил двухрядные [диеры] и трехрядные [триеры] весельные суда и в том месте, где был подан сигнал, вооружившись, пристал там. И также послал диеры к другому, противоположному берегу. И приказал сразу же дать огневой сигнал. Увидев знак, славяне от реки, именуемой Барбисс,устремились и пошли по направлению к городу. Те же налетели на них, загнали их в середину и сразу же опрокинули, так что и морская вода сильно закрасилась кровью. Среди трупов убитых оказались и славянские женщины».
«А в состоявшемся на море сражении Богородица потопила их моноксилы вместе с командами перед собственным ее Божиим храмом во Влахернах, так что весь этот залив заполнился мертвыми телами и пустыми моноксилами, которые носились по воле волн, плавали бесцельно, если не сказать бессмысленно. Всего этого было так много, что по заливу можно было [ходить], словно посуху».
После разгрома в бухте, избиение продолжилось и на берегу. Немногие уцелевшие суденышки направились к берегу на сигнальный огонь, и думая. что там авары, были перебиты армянами, в других местах, где они встретили авар, их ждала та же участь:
«А армяне вышли за Влахернскую стену и разожгли огонь на близлежащем портике [храма] св. Николая . Те славяне, которые вплавь спаслись с моноксил, из-за [этого сигнала] огнем решили, что стоящие у моря [люди] — это авары. Они выбрались [на берег] в этом месте и были перебиты армянами. А те немногие славяне, кто, спасшись вплавь, вышел [на берег] в том месте, где стоял безбожный хаган, были убиты по его приказу».
Но важно одно - все источники указывают на уничтожение славянского флота.
Сухопутная часть штурма, также закончилась бесславно, воодушевленные морской победой защитники стен не только отбили штурм, но и совершили успешную вылазку:
«такое множество убитых врагов [пало] на каждом участке стены и столько повсюду погибло неприятелей, что варвары не смогли даже собрать и предать огню павших».
Славян возмутило избиение аварами их сородичей, они сожги оставшиеся моноксилы и ушли из лагеря аваров. Без лодок авары больше не могли рассчитывать на помощь персов с того берега пролива, да и численно славяне составляли большую часть войска. Авары были вынуждены сжечь осадные орудия и удалиться восвояси. Интересен вот какой момент: в одном случае славяне были казнены, а в другом сожги суда, принадлежащие аварам и ушли. Многие современные и не очень историки полагают, что эти события говорят о разном статусе славян в аварском войске. Одни были в ранге полноправных союзников, другие имели подчиненный статус.
Этим поражением начался закат Аварского каганата.
Обратите внимание на название четвертого источника - это грузинский манускрипт. Рекомендую посмотреть, все. Текста в них немного, текст полностью адаптирован. Первые два написаны очевидцами событий, а второй и вовсе участником переговоров с аварами.
Источники:
Никифор, патриарх Константинопольский. Краткая история со времени после царствования Маврикия.
Осада Константинополя скифами, кои суть русские, и поход императора Ираклия в Персию.