Найти в Дзене
«Заповѣдная магистраль»

Упущенные возможности тягового ретро, или Почему Осташков так и не стал паровозной столицей Бологое-Полоцкой ж/д?

29 сентября исполнится ровно три года с момента запуска пригородного ретропоезда "Селигер", курсирующего на регулярной основе по маршруту Бологое-Осташков-Бологое каждую субботу и воскресенье. В составе поезда курсирует всего два сидячих классных вагона, которые выполняют функцию не только перевозки туристов, но и обеспечивают ежедневное пригородное сообщение, перевозя немногочисленных местных жителей в этом глухом краю. В летний сезон ретропоезд "Селигер" зачастую собирает большие группы туристов, желающих совершить железнодорожное путешествие по заповедной магистрали. По прибытию на конечную станцию Осташков начинается прямо ажиотаж возле живого паровоза. Как не сделать красивый снимок на память рядом с этой удивительной машиной прошлого?

Ажиотаж вокруг паровоза серии Л на станции Осташков. Фото: Алексей Алексеев
Ажиотаж вокруг паровоза серии Л на станции Осташков. Фото: Алексей Алексеев

Паровоз после закрепления состава поезда затем отцепляется и переезжает на экипировку водой из паровозной гидроколонки.

В чётной горловине станции Осташков. Фото: Алексей Алексеев
В чётной горловине станции Осташков. Фото: Алексей Алексеев

После чего ажиотаж вокруг паровоза затухает, постепенно становится скучно и народ расходится в ожидании обратного поезда кто куда бродить по своим делам по тихим улочкам Осташкова. В этот момент паровоз уже можно снимать с любых ракурсов, как только захочешь никто вам не помешает.

Экипировка водой паровоза серии Л из гидроколонки в чётной горловине  станции Осташков. Фото: Алексей Алексеев
Экипировка водой паровоза серии Л из гидроколонки в чётной горловине станции Осташков. Фото: Алексей Алексеев

По большому счету всем хочется конечно же продолжение программы, увидеть здесь ещё что-нибудь очень интересное, запоминающееся, непосредственно связанное с паровозами и историей заповедной Бологое-Полоцкой железной дороги и непременно сходить организованно пообедать, ведь время прибытия самое обеденное. Но увы такого продолжения, к большому сожалению, нет... А могло бы быть, причём с размахом не хуже, чем в знаменитом реконструированном паровозном депо "Подмосковная". Осташков это не столица и поэтому здесь возможности оказались упущены и то богатое наследие, которое сегодня могли лицезреть туристы, ушло в небытие времени. И сейчас я вам о нём подробно расскажу.

Комплекс построек бывшего локомотивного депо Осташков ТЧ-34. Фото: Алексей Алексеев
Комплекс построек бывшего локомотивного депо Осташков ТЧ-34. Фото: Алексей Алексеев

Двадцатого мая 1906 г. одновременно с открытием коммерческого движения на Бологое-Полоцк-Седлецкой линии Николаевской ж/д, в провинциальном городе Осташков, что на берегу знаменитого озера Селигер, было введено в эксплуатацию паровозное депо.

Открытие движения на Осташковском участке Бологое-Полоцкой железной дороги. Фото начала ХХ века
Открытие движения на Осташковском участке Бологое-Полоцкой железной дороги. Фото начала ХХ века

В конце ХIX и самом начале XX века Осташков представлял собой один из красивейших уездных городов Тверской губернии, с прямыми улочками и переулками, выходящими к озеру, старинными дворянскими домами, великолепными храмами, слыл образцом градостроительства и культуры уездного быта.

Панорама города Осташков. Идеальная сетка градостроительной планировки XVIII века в старой части города чётко просматривается и сегодня
Панорама города Осташков. Идеальная сетка градостроительной планировки XVIII века в старой части города чётко просматривается и сегодня

Стоит отметить, что и локомотивное депо, и сама станция Осташков с её пассажирским зданием (вокзалом) и служебными постройками, выполненными в едином архитектурном стиле западноевропейского каменного монументализма с элементами готики и барокко, прекрасно дополнили облик древнего русского города, основанного ещё в 1371 году.

Станция Осташков и вокзал. Фото начала ХХ века
Станция Осташков и вокзал. Фото начала ХХ века

Разглядывая дореволюционный «исполнительный чертеж отвода воды из мастерских, паровозных зданий и от паровозных кругов на станции Осташков III класса», можно получить достаточно полное представление о том, что представляло из себя это паровозное депо в начале ХХ века.

Исполнительный чертеж отвода воды из мастерских, паровозных зданий и от паровозных кругов на станции Осташков III класса
Исполнительный чертеж отвода воды из мастерских, паровозных зданий и от паровозных кругов на станции Осташков III класса

На чертеже мы видим два симметричных веерных крыла с восточной и западной стороны, рассчитанные на 32 паровозных стойла, соединенные между собой прямоугольным деповским корпусом, и примыкающие к ним посередине ремонтные мастерские. Перед каждым веерным крылом находился поворотный круг системы Селлерса.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

В период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. депо Осташков, как и сама Бологое-Полоцкая линия, очень сильно пострадало от авианалётов Люфтваффе. Авианалёты на станцию Осташков и депо гитлеровцы начали в июле 1941 года и продолжали вплоть до февраля 1944 г. В результате чего веерное крыло с восточной (бологовской) стороны было полностью уничтожено в годы войны, а также был уничтожен один паровозный поворотный круг с западной стороны.

Аэрофотосъёмка Люфтваффе результатов бомбардировок района ж/д станции и депо Осташков, 1941 год
Аэрофотосъёмка Люфтваффе результатов бомбардировок района ж/д станции и депо Осташков, 1941 год

Последний поворотный круг с восточной стороны был разобран в 1989 году и заменён разворотным «треугольником».

Поворотный паровозный круг Селлерса, паровоз серии Л и паровой кран ПК-6 в депо Осташков, послевоенные годы. Фото из архива ВОЛЖД
Поворотный паровозный круг Селлерса, паровоз серии Л и паровой кран ПК-6 в депо Осташков, послевоенные годы. Фото из архива ВОЛЖД
До 1998 года на территории депо Осташков ТЧ-34 имелся разворотный «треугольник», построенный ещё при тогдашнем начальнике ТЧ-34 Осташков В.Н. Сигачёве, предназначенный для разворота грузовых двухсекционных тепловозов серии 2М62, построенный взамен демонтированного поворотного круга. Фото: Алексей Алексеев
До 1998 года на территории депо Осташков ТЧ-34 имелся разворотный «треугольник», построенный ещё при тогдашнем начальнике ТЧ-34 Осташков В.Н. Сигачёве, предназначенный для разворота грузовых двухсекционных тепловозов серии 2М62, построенный взамен демонтированного поворотного круга. Фото: Алексей Алексеев

Сразу после войны территория локомотивного депо Осташков представляла собой можно сказать руины, вперемешку со сплошным крошевом из обломков кирпича, металлоконструкций, шпал и рельсов. Его очень долго приводили в полный порядок вплоть до 80-х годов прошлого века, устраивая еженедельно субботники по благоустройству территории силами свободных от работы локомотивных и ремонтных бригад.

Субботник в локомотивном депо Осташков ТЧ-34. Фото из архива автора канала
Субботник в локомотивном депо Осташков ТЧ-34. Фото из архива автора канала

С началом перестройки в 1990 годы и связанными с ней экономическими преобразованиями в стране Бологое-Полоцкая линия начала постепенно приходить в упадок. Изменение существующих государственных границ бывшего СССР и разрыв существовавших экономических связей с республиками, входившими в его состав, фатально отразились на движении транзитных поездов, которые шли сплошным потоком по этой линии в Прибалтику и Белоруссию. К тому же массово стали закрываться заводы и фабрики в населенных пунктах, прилегающих к Бологое-Полоцкой, обеспечивающие внутренний грузопоток на линии. В итоге всё это привело к резкому падению внутреннего грузопотока так, что вскоре грузить вагоны на линии стало просто нечем, кроме леса.

После 2000г. практически вся грузовая деятельность на Бологое-Полоцкой свелась к перевозке леса, буквально варварски, зачастую по-браконьерски вырубаемого в здешних селигерских лесах последние 20 лет. Фото: Алексей Алексеев
После 2000г. практически вся грузовая деятельность на Бологое-Полоцкой свелась к перевозке леса, буквально варварски, зачастую по-браконьерски вырубаемого в здешних селигерских лесах последние 20 лет. Фото: Алексей Алексеев

А демографический кризис и отток населения из провинций в крупные города по причине безработицы в свою очередь также негативно отразился и на пассажирском движении поездов на линии.

"Горбатый" (скорый поезд №291/292 сообщением Бологое-Великие Луки) прибывает на 3 путь станции Осташков под тепловозом ТЭП60, 1990-е годы ХХ века. В то время в составе этого поезда было 7-8 вагонов. "Горбатый" уже давно утратил трёхзначный номер поезда дальнего следования, став обычным пригородным, и курсирует в составе всего 2 вагонов. Фото: Михаил Тиунчик
"Горбатый" (скорый поезд №291/292 сообщением Бологое-Великие Луки) прибывает на 3 путь станции Осташков под тепловозом ТЭП60, 1990-е годы ХХ века. В то время в составе этого поезда было 7-8 вагонов. "Горбатый" уже давно утратил трёхзначный номер поезда дальнего следования, став обычным пригородным, и курсирует в составе всего 2 вагонов. Фото: Михаил Тиунчик

Итогом экономического кризиса стало принятие решения о полном закрытии локомотивного депо Осташков ТЧ-34 в октябре 1998 года. Оставшиеся на тот момент времени локомотивы были переданы в эксплуатацию на другие участки российских железных дорог. После октября 1998 года ремонтный цех бывшего локомотивного депо Осташков был перепрофилирован для ремонта кранов на ж/д ходу, который продержался недолго, примерно до 2000 года.

После 2000 года весь комплекс построек закрытого депо перешёл в собственность МУП «Осташковгортеплосети», которому принадлежал до 2008 года, а затем был передан на баланс «Горводоканалу».

Сегодня закрытое депо Осташков, как и вся уникальная Бологое-Полоцкая линия, находятся в глубочайшей депрессии без каких-либо вообще оптимистических надежд на выход из сложившегося кризиса. Безлюдье и запустение, тоска и отчаяние – все эти эпитеты в полной мере сейчас присущи теперь этому некогда бойкому железнодорожному краю.

Здание ремонтных мастерских бывшего депо Осташков в настоящее время можно разбить на несколько эпох постройки: 1 период постройки времён царской России; 2 советский период восстановления после ВОВ; 3 перестроечный период (недостроенный тендерный цех). Фото: Алексей Алексеев
Здание ремонтных мастерских бывшего депо Осташков в настоящее время можно разбить на несколько эпох постройки: 1 период постройки времён царской России; 2 советский период восстановления после ВОВ; 3 перестроечный период (недостроенный тендерный цех). Фото: Алексей Алексеев
Внутри корпуса ремонтных мастерских в наши дни. Фото: Алексей Алексеев
Внутри корпуса ремонтных мастерских в наши дни. Фото: Алексей Алексеев

А ведь когда-то лет 20 назад здесь было всё иначе...

Аналогичное локомотивное депо Хвойная, Новгородская обл., 2005 год. Автор: Воздух Свободы
Аналогичное локомотивное депо Хвойная, Новгородская обл., 2005 год. Автор: Воздух Свободы
"Будучи ещё совсем мальчишкой, ещё в советское и уже постсоветское время, я застал депо Осташков действующим. В ремонтном цехе, разделенном на помещения категории "А","Б", "В", "Г", "Е" стояли различные станки немецкого производства, полученные ещё после войны по репарации из Германии: токарные, сверлильные, фрезерные. На стенах высели растяжки с коммунистическими лозунгами белыми буквами на красном фоне, призывавшие работников депо к ответственности за своё дело и добросовестному труду. В одном из цехов (уж очень это хорошо до сих пор отложилось в моей памяти) висела огромная репродукция художника Перова "Охотники на привале". В цехах стоял постоянно шум и грохот, летали ласточки устроившие свои гнёзда прямо под кровлей внутри цеха. На обеденном перерыве мужики слесаря и мастера в чёрных до блеска мазутных робах гремели под плотный папиросный дым и весёлый смех в домино: "Рыба!"
Это было время моего безвозвратно ушедшего детства.
Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Ремонтные мастерские обладали всем необходимым оборудованием и немецкими станками (полученными после войны из Германии по репарации) для осуществления промывки паровозных котлов, подъёмочного ремонта.

Ещё не разграбленные на металлом ремонтные мастерские в локомотивном депо Осташков ТЧ-34. Фото: Евгений Гурылёв
Ещё не разграбленные на металлом ремонтные мастерские в локомотивном депо Осташков ТЧ-34. Фото: Евгений Гурылёв
А теперь как Мамай здесь прошёл. Фото: Алексей Алексеев
А теперь как Мамай здесь прошёл. Фото: Алексей Алексеев

Имелась возможность проведения технического обслуживания в объёме не только ТО2, но и ТО3 для тепловозов.

Было время, когда в локомотивном депо Осташков дружно уживались как паровозы, так и тепловозы. ПТОЛ и смотровая канава для производства ТО2. 80-е годы ХХ века. Фото: Алексей Вульфов
Было время, когда в локомотивном депо Осташков дружно уживались как паровозы, так и тепловозы. ПТОЛ и смотровая канава для производства ТО2. 80-е годы ХХ века. Фото: Алексей Вульфов
То же самое место в наши дни, 2014 год (сегодня уже разрушено полностью до основания). Фото: Алексей Алексеев
То же самое место в наши дни, 2014 год (сегодня уже разрушено полностью до основания). Фото: Алексей Алексеев

Ремонтный паровозный цех в депо Осташков просуществовал довольно долго вплоть до начала 1990 года, поскольку паровая тяга на линии продержалась до 1976 года, а в маневровом и передаточно-вывозном движении ещё 10 лет.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Помимо этого, в депо Осташков производили процедуру консервации и переконсервации паровозов перед постановкой на базы запаса. Я прекрасно помню, как ещё в конце 80 начале 90-х законсервированные Лебедянки рядами стояли с заколоченными будками на деповских путях.

Бологое-Полоцкая оказалась последней протяженной железнодорожной магистралью в европейской части России на паровой тяге. Удивительно, но тогдашний начальник локомотивного депо Осташков В.Н. Сигачёв ещё в 1990 году строил паровозный тендерный цех!

Недостроенный паровозный тендерный цех. Фото: Алексей Алексеев
Недостроенный паровозный тендерный цех. Фото: Алексей Алексеев

Паровозы до самого закрытия в 1998 году депо постоянно использовались на отоплении в качестве котельной.

Выход из ремонтных мастерских маневрового  тепловоза ТЭМ1 и паровоза серии Л, 80-е годы ХХ века. Фото: Алексей Вульфов
Выход из ремонтных мастерских маневрового тепловоза ТЭМ1 и паровоза серии Л, 80-е годы ХХ века. Фото: Алексей Вульфов
На том же месте в наши дни. Фото: Алексей Алексеев
На том же месте в наши дни. Фото: Алексей Алексеев

На территории бывшего депо в Осташкове находился склад топлива с возможностью заправки паровозов мазутом, имелась на территории ТЧ-34 и площадка для погрузки-разгрузки угля.

Склад топлива на территории бывшего локомотивного депо Осташков, 2014г. После 2018г. был полностью снесён. Фото: Алексей Алексеев
Склад топлива на территории бывшего локомотивного депо Осташков, 2014г. После 2018г. был полностью снесён. Фото: Алексей Алексеев

Иными словами, имелась вся необходимая инфраструктура и материальная база для организации целого ретро-депо в Осташкове, которое могло вполне стать одним из пунктов непременного посещения туристами, отправляющихся «в путешествие во времени» по уникальной Бологое-Полоцкой линии, где можно было провести для интересную экскурсию и организованно покормить в деповской столовой.

При этом не требовалось, что совсем немаловажно в наше время, каких-либо серьёзных финансовых вложений. Нужно было только осознание, при катастрофически падающих объёмах перевозок, развития нового туристического направления деятельности и принятие волевого административного решения руководства для его реализации.

Веерное крыло локомотивного депо Осташков с западной стороны. Фото: Алексей Алексеев
Веерное крыло локомотивного депо Осташков с западной стороны. Фото: Алексей Алексеев

Несомненно, все эти факты говорят сегодня об упущенных возможностях возрождения былой старины чугунки, открытия новых регулярных туристических ретро-маршрутов на паровой тяге из Осташкова по Бологое-Полоцкой не только как сейчас на Бологое, но и например на Торопец или Торжок, которые могли, и пока всё ещё могут стать достойным завершением её более вековой трудовой истории.

Панорама станции Осташков. Сентябрь 2021г. Фото: Алексей Алексеев
Панорама станции Осташков. Сентябрь 2021г. Фото: Алексей Алексеев

Туристическое ретро-путешествие по Бологое-Полоцкой можно сравнить с путешествием во времени — это не что иное, как возможность в одночасье оказаться на 50, да что там на 50, на 100 лет назад в прошлом! Это возможность увидеть своими глазами и даже потрогать старинные здания вокзалов IV и III классов, водонапорные башни, напоминающие средневековые замки, железнодорожные мосты с каменными опорами, добротные керосиновые погреба с необыкновенно прочной кирпично-каменной кладкой, деревянные линейно-путевые здания, украшенные изящными фронтонами, ручные стрелочные переводы со светящимися в ночи флюгарками, паровозные гидроколонки и многое-многое другое.

"Застывшая старина." Музейный комплекс под открытым небом "Старинная станция" в Куженкино — гвоздь получасовой экскурсионной программы во время поездки на ретропоезде "Селигер". Фото: Алексей Алексеев
"Застывшая старина." Музейный комплекс под открытым небом "Старинная станция" в Куженкино — гвоздь получасовой экскурсионной программы во время поездки на ретропоезде "Селигер". Фото: Алексей Алексеев

При этом сама Бологое-Полоцкая линия пролегла сквозь глухие смешанные леса Тверской и Псковской областей, огромные клюквенные болота с бобровыми плотинами прямо у железнодорожной насыпи и красивейшие сосновые боры. Недаром эти места так любили великие русские художники живописцы, в числе которых был и Шишкин. На всём протяжении пути дорога пересекает живописные речки, причудливо извивающиеся змейкой, убегая вдаль к лесу, и проходит вдоль красивейших озер, таких как Бологое, Селигер, Пено, Охват, Волчье. Сочетание старинных построек начала ХХ века Бологое-Полоцкой линии с великолепными таёжными и среднерусскими пейзажами создаёт особую неповторимую атмосферу, которая дарит незабываемые впечатления от подобной поездки. А сам ретропоезд во главе с живым паровозом выступает в роли своеобразной «машины времени», запущенного Олд таймера.

Ретропоезд "Селигер" на ОП 104 км, перегон Фирово-Осташков. Бологое-Полоцкая заповедная железная дорога. Фото: Алексей Алексеев
Ретропоезд "Селигер" на ОП 104 км, перегон Фирово-Осташков. Бологое-Полоцкая заповедная железная дорога. Фото: Алексей Алексеев

Ставьте лайк👍, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

Ещё больше интересных фото на личной странице автора в Instagram