- Здравствуйте, дорогие подписчики и гости моего канала! Сегодня вас ждет интервью с удивительным человеком – художником, иконописцем, миниатюристом, резчиком по дереву, реставратором Ромуальдом Яковенко. Знакомство с другим человеком – это всегда открытие, открытие нового мира. Особенно ценно, когда встречаешь на своем пути реализованный талант, от которого можно услышать ответы на важные вопросы, что так волнуют думающего человека. А наше знакомство началось очень просто - Ромуальд Яковенко сам написал мне, наткнувшись на мой канал о живописи.
- Здравствуйте, Ромуальд! Благодарю за то, что согласились дать интервью для моего канала! Расскажите немного о себе. Где Вы родились, где живете? Немного фактов биографии.
- Татьяна, здравствуйте! Родился я в Риге, в 47-м году. Мать моя была швея, отец – самоучка-художник, но, правда, добился звания Народного художника.
- Как случилось, что Вы начали рисовать? Что послужило толчком?
- Начал рисовать я с пяти лет. Наверное, как и отец. От отца это пошло. Я так думаю, по наследству.
- Чем было рисование для Вас на начальном этапе и что оно для Вас сейчас? Что Вам дает рисование?
- Вначале рисование было развлечением. А теперь уже – жажда.
- Как с возрастом происходит переосмысление творчества и роли художника в этом мире? Какое оно, зрелое восприятие творчества?
- Сначала просто рисовал, что в голову взбрело. А теперь искусство видится мне как книга для чтения для зрителей. Хочется вложить смысл, какую-то философию, понимание происходящего вокруг. Вот, например, в папке «Живопись» по первым номером, там такая мысль: мы по кругу поднимались от природы, поднимались вверх, стремились к цивилизации, механизировали все, что смогли. А теперь, когда возвращаемся в свою родную природу, матушку нашу природу, мы уже дикари, природа уже протестует против нас.
Вот, допустим, во второй работе: есть люди, которым дай лестницу, они в небесах поселятся. Это вот мое такое понятие. А пятая, «Отражение»: все имеет свое отражение, мы бесследно не уходим. Восьмая, вот, допустим, «Нерождение». Ну понимаете, это не обязательно нерождение человека, это может быть какое-то доброе дело, которое собирался долгое время сделать, но откладывал, забыл, потом вообще упустил. И что получается в результате? Только негатив. Поэтому нужно спешить делать добро.
А вот 28 «Кого распяли». Понимаете, распяли самого Бога, Сына Божьего. На у как это передать, что это вселенская трагедия, что это беда на всю Вселенную? Ну вот я таким вот образом попытался передать эту вселенскую трагедию.
Вот тридцатая, допустим, работа, «Сон и смерть – близнецы», но смерть реальнее. Сон пройдет, а смерть – навсегда. Там даже песочные часы подсказывают, что есть еще время, ну сделай что-то доброе, полезное, хорошее, значимое. Вот такие у меня работы.
- Вы потрясающе талантливы: Вам дано творить живопись и скульптуру. Что для Вас живопись и что – скульптура? Нет ли внутреннего конфликта между Ромуальдом-живописцем и Ромуальдом-скульптором? И какой талант главный, а какой – второстепенный, если можно так выразиться? Или они помогают друг другу?
- Роман-живописец и Роман-скульптор, частенько, скорее, между собой ссорятся и неделями не разговаривают друг с другом, пока кто-нибудь из них не выговорится. А как выговорится, так обнимутся и вместе начинают чего-то изображать.
- Кто из художников Вам близок, кого можете назвать своим учителем?
- Наверное, учителями у меня, вернее, наставниками, у меня, были все хорошие художники. А вот жизнь ван Гога для меня – стала настоящим маяком, это жизнь-подвиг. Я читал его «Жажду жизни»… Это потрясающе!
- Расскажите о Вашем опыте участия в выставках. Помните ли свою первую выставку? Какое самое яркое впечатление у Вас связано с участием в выставках?
- На первой вставке в семнадцать лет у меня украли работу, мою работу. И знаете, я обрадовался. Все друзья не могут понять меня: «Чего ты радуешься?» А мне было приятно: значит, кому-то понравилось, значит, ему так захотелось иметь мою работу. Значит, это здорово!
- Как Вы можете охарактеризовать свой стиль в живописи?
- Стиль у меня разный. Все у меня разное, и все время я в поиске. Я не хочу останавливаться на достигнутом, хочу что-то искать, экспериментировать, находить что-то. Что-то удалось, что-то не удалось. В поиске всегда есть риск и потерять себя.
- Как к Вам приходят идеи, сюжеты? Какие из них – основные в Вашем творчестве?
- Идеи приходят спонтанно. Да и вообще мне кажется, что это не я творю, а Бог моими руками. По-моему, вообще всем художникам принадлежат только руки, а эти руки водит Кто-то свыше, Тот, кто дал этот талант. Вот мое такое мнение.
- Вы создаете потрясающие миниатюры. Расскажите о них, пожалуйста. Нужно ли особое оборудование?
- Миниатюры создавать, конечно, труднее, чем обыкновенную живопись. Однажды я даже попробовал с помощью лупы рисовать. А жена мне правильное замечание сделала: «А тогда и зрителю давай лупу». И я все, с тех пор даже больше и не пробую. И вот до сих пор без очков рисую, хотя некоторые миниатюры меньше почтовой марки.
- Ваши работы, вырезанные из дерева, они, в основном, о городе. «Под небом голубым есть город золотой…» На ум приходят именно эти строчки. Какой он, Ваш идеальный город?
- Старая Рига – это моя родина, моя любовь, моя колыбель. Она меня убаюкала, согрела и вырастила, только вот воспитала меня плохо. Эгоистом меня сделала. Но не она, конечно, я все время с этим борюсь, исповедуюсь батюшке, вот все говорю, что есть у меня такой грех. А он говорит: «Работай! И пройдет». Работаю. Что-то туго уходит.
- Я знаю, что Вы Вашими талантами служите Богу: реставрируете иконы, создаете из дерева предметы церковной утвари. Каково это, восстанавливать старинные иконы? Какие чувства приходят во время реставрации и когда уже икона отреставрирована?
- Реставрировать иконы и церковную утварь – это, конечно, дело большой ответственности. Это духовная работа в первую очередь. А ремесло – уже потом. Поститься надо перед этим, с молитвой. Тут нужно Богу угодить, это серьезно.
- Когда я познакомилась с объемом созданного Вами, а речь, думаю, идет о тысячах произведений искусства, я была потрясена. Меня как творческого человека интересует вот что: как повысить работоспособность, создавать то, что действительно нужно этому миру и не перегореть при этом? Есть ли какой-то секрет?
- Секрет тут очень прост. Надо избегать суетного и отбрасывать суету в мусорник и браться за главное. А главное у каждого свое. Но оно непременно есть. Спасибо Вам!
А вот статья Большое маленькое чудо: миниатюры Ромуальда Яковенко. Было интересно? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал!