Арктику осваивали географы, Арктику осваивали учёные и мореходы. Но открывали Арктику и художники. Таким живописцем, который первым отправился в страну снега с кистями и красками, был Александр Борисов.
Однако известен он немногим, даже музей его имени в Архангельске не добавляет популярности. Между тем, сто лет назад моднее Борисова художника было не найти. По всему миру его чествовали так, словно он вернулся с чужой планеты и привез оттуда первые цветные снимки. Действительно, дальше 73-й широты на Новой Земле, где творил Борисов, не ездил ни один художник.
Обещанный Соловкам
Родился Александр Борисов в тогдашней Вологодской губернии близ села Красноборска в 1866 году. Мальчик был впечатлён, когда увидел за работой иконописца в местной церкви и, хотя религиозная живопись его не привлекла, в нем проснулся художник. В 10 лет Саша, помогая отцу, развязывал воз дров и огромная куча бревен упала ему на ноги. Он перестал ходить, и родители дали обет: если сын выздоровеет, пошлют его на год в Соловецкий монастырь работать бесплатно. Когда Саше исполняется 15 лет, они сдерживают обещание.
Однако в 17 лет Александр уговорил мать отправиться с ним на богомолье на Соловки, а, прибыв, сообщил, что остается там учиться рисовать. В этом поступке уже проявляется тяга Борисова к северу, к живописи и к авантюрам. На Соловках он становится послушником и пишет иконы.
Однажды на молодого художника обращает внимание приехавший на острова президент Академии художеств, он же брат Александра III Владимир Александрович. С его помощью Борисов получает стипендию и в 20 лет приезжает в Петербург.
От Шишкина - реалистичность, от Куинджи - игра цвета
В это время там вовсю работают передвижники. Борисову довелось учиться в мастерской у Шишкина. Как свидетельство этого, в музее Архангельска висит небольшая картина Борисова, изображающая мшистый и влажный лес средней полосы России. Если бы не подпись, то можно решить, что это картина самого Ивана Ивановича.
После Борисов учится у Архипа Куинджи, у которого перенимает видение цвета. Его привязанность к пейзажу, реалистическая манера письма, взятая у передвижников, выглядят более ценными, чем работы в мастерской и реалистическая-натуралистическая манера письма. В музее Архангельска выставлены ранние работы художника - учебные гипсовые головы, античные сюжеты. Но больше в эту область Борисов не возвращается...
«Русский Нансен»
Уже оформившийся художник пишет пейзажи родных мест - тайгу, поля, морозные дни, весенние проталины, но его тянет куда-то дальше. «Северянин по душе и по рождению, я всю жизнь с ранней юности только и мечтал, чтобы отправиться туда, вверх, за пределы Архангельской губернии» - писал он.
28-летний Борисов, сопровождая Сергея Витте на пароходе, совершает путешествие вдоль побережья Кольского полуострова. Привезенные оттуда этюды хвалили Васнецов и Стасов. Репин называет Борисова русским Нансеном (с Нансеном, к слову, художник познакомится через 11 лет), а коллекционер Павел Третьяков покупает 56 полярных работ. Теперь Борисов вынашивает идею путешествия ещё севернее и одержим идеей построить на Новой Земле дом-мастерскую.
Через два года он отправляется в путешествие на Новую Землю, которое продлится 14 месяцев. Здесь он пишет небольшие работы в условиях постоянно отрицательных температур. У него есть несколько минут, чтобы вынуть руки из перчаток и быстро набросать этюд. А чтобы краски не замерзали и ими можно было написать хоть что-нибудь, Борисов использует битумные краски и разводит их скипидаром.
Глядя на эти работы и понимая, что они сделаны не в мастерской, диву даёшься, как точно художник попадает в цвет. Естественно, ни о какой палитре и подборе оттенков речи не идёт. Но цвет снега и льда Борисов передаёт невероятно точно.
Летом 1899 года Борисов завозит на архипелаг в разобранном виде рубленый деревянный дом с просторной мастерской. Через год туда доставляют оставшуюся часть груза, двух коров, прессованное сено и 20 ездовых собак. На берегу пролива Маточкин Шар художник ставит дом с тремя жилыми комнатами, встроенной баней, кладовой и хлевом. Он живет здесь до осени 1901 года, еще не раз приезжает туда, а после дом долго служит людям.
Куда не ступала нога художника
У Борисова есть множество изображений арктических пустошей при разной погоде и освещении. И всё написано предельно реалистично. Даже удивительно, как можно настолько живописно изображать белые снега, айсберги, свинцовое небо и чёрный океан.
Вернувшись домой, Борисов выставляет картины в парижском салоне и производит фурор. Как сравнил заведующий архангельским музеем Иван Катышев, для тогдашней Европы художник, вернувшийся с пленэра в Арктике был тем же, что сейчас художник, вернувшийся с этюдами с Марса.
Прием в Белом доме США
Дальше следуют другие экспедиции и выставки в лучших выставочных залах Европы. Прием у президента США, вручение ордена самим Нансеном, вручение Ордена Почетного легиона правительством Франции. Сейчас в Европе и России находят картины Борисова, авторство которых вызывает сомнение - в начале XX века полярный художник был настолько модным, что его работы часто подделывали.
Несмотря на суровость любимой им Арктики, пейзажи Борисова исключительно светлы и даже возвышенны. Но не все. Большинство экспедиций проходили успешно, но одна, совершенная в 1900 году на парусном судне «Мечта», едва не закончилась гибелью команды.
Судно оказалось зажатым льдами, и команда вынуждена была пересесть на шлюпки и отправиться в сторону суши. Но лед становился толще, и пришлось идти пешком. Провизию и одежду унесло волнами и ветром. Выживали тем, что кипятили кружку воды, разводили в ней горсть какао на десяток человек, пили кровь убитого тюленя. Через неделю людей, дрейфующих на льдине нашли и спасли ненцы, вышедшие на промысел. Но чтобы вернуться домой, им пришлось еще 400 км идти пешком через всю Новую Землю!
Этот случай, видимо, повлиял на восприятие Арктики художником. После его смерти в мастерской нашли картину, наверное, самую масштабную и впечатляющую - «Страна смерти». На ней страшные ухмыляющиеся лица изо льда и море кровавого цвета показывают Арктику страшным местом, непригодным для людей.
Сам Борисов благополучно пережил все экспедиции, приход советской власти, дожил до 61 года и умер в селе Красноборске. Помимо множества картин он сделал еще немало для севера. Совершил семь экспедиций в Арктику, три из которых организовал сам. На Новой Земле открыл и описал 35 географических объектов — мысов, гор, ледников и проливов. Спроектировал Обь-Мурманскую железную дорогу, которую одобрило царское правительство, потом Совнарком, но все же из-за дороговизны проект в 1931-м закрыли. На основе путевых заметок написал несколько книг. Таким разносторонним оказался художник, который первым показал миру, как выглядит Арктика.
Ставьте 👍подписывайтесь на «Север неизвестный» и читайте другие истории:✔️ Его картины хранит музей, а сам скитается без дома✔️Читатель поделился трагичной историей отца, прошедшего ГУЛАГ: «Он до последнего вспоминал Воркуту»