Основываясь на своем опыте ношения военной и треккинговой обуви возникли некоторые соображения. На истину в последней инстанции не претендую, исключительно ИМХО.
Для начала уточню, что такое «трекинг» (tracking) — этот термин означает пешеходный туризм, а проще поход. Трекингом принято называть походы средней и высокой сложности. К походам лёгкой сложности, прогулкам по местности и походам выходного дня применяется англоязычный термин «хайкинг» (hiking).
На основании этого можно различить два основных вида трекинговой обуви:
- Трекинговые ботинки (с низким и высоким берцем) — обувь для трекинга;
- Трекинговые полуботинки или трекинговые кроссовки — обувь для хайкинга.
О трекинговых кроссовках речь вести не буду ввиду того, что предназначены они для несложных маршрутов и при правильном их применении даже обувь среднего качества может прослужить довольно долго и без нареканий.
И так - трекинговые ботинки.
Какие требования к ним я предъявляю (обязательные буду выделять жирным текстом):
- Толстая и довольно жесткая подошва. При хождении по камням и корягам с такой подошвой они не чувствуются. Если кто-то испытывает дискомфорт надевая такую обувь, то это только по началу, потом нога привыкает и при длительных переходах по камням вашим ногам будет только легче и они меньше устают.
- Рисунок протектора должен иметь крупный и мелки рисунок для лучшего зацепления на различных грунтах и камнях разных размеров.
- Верх ботинка должен быть выполнен из цельного куска кожи! Да, чем меньше в ботинке составных частей тем он прочнее и устойчивее к проникновению воды внутрь.
Чтоб проще объяснить приведу такой пример: Вам нужно 10 метров кабеля. Есть первый кабель из пяти двухметровых кусков соединённых между собой скрутками и заизолированные изолентой. И второй цельный. Вопрос: какой кабель выберете вы? Лично я возьму второй, т.к. он крепче, сопротивление у него меньше и вода в него может попасть только в двух местах (с концов) в отличие от первого, где таких мест шесть (4 скрутки и 2 конца). Так и с обувью: красивые ботиночки, выполненные из различных лоскутков кожи и ткани смотрятся красиво, но на практике уступают по сроку службы и водостойкости ботинкам такого же бренда, состоящие из двух-трёх кожаных деталей.
Кожа может быть любая, но для зимы лучше гладкая, для демисезона набук, или гладкая кожа, а для лета замша, или набук. Впрочем не критично, главное чтоб было как можно меньше соединений кожаных деталей. Текстиль допустим только на берце.
4. Язычок должен быть кожаным и пришит по всей своей высоте к берцу при помощи подворотов (для недопущения попадания воды между язычком и берцем) — так делается на всех армейских ботинках, а вот на трекинговой обуви, к сожалению не всегда!
5. Резиновая защита носка верха и, желательно, резиновая «юбка» вокруг стопы. Это увеличит срок службы и сохранение внешнего вида обуви, особенно при ношении по камням.
Так же хотелось бы сказать что ботинки для тяжёлого трекинга должны иметь выступы на подошве для кошек.
А теперь немного своих (!) соображений про мембрану.
Скажу так — мембрана это хорошо, но служит он значительно меньше чем сама обувь. Натуральная кожа сама по себе работает как мембрана. Так что для меня, лично, уже не показатель наличие гортекса, или какого другого аналогичного материала в ботинке, если он цельно кожаный. Зачастую мембрана начинает течь после двух-трех походов средней сложности в местах перегиба пальцев.
Так что смотрите не на внешний вид ботинка, наличие мембраны, бренд и надписи, а на материалы изготовления. К примеру Марина Галкина отправилась в трансчукотское путешествие в 1800 км в китайских THB Blanka за 3 с небольшим рубля (и была ими вполне довольна) имея в запасе только резиновые сапоги (https://www.youtube.com/watch?v=zNYhxIc-jM0 про ботинки на 6 мин. 57 сек). И слушайте не продавца, задача которого заработать деньги (а не позаботиться о вас), а отзывы пользователей (благо есть интернет с ютубом).
В заключение хотелось бы сказать что современную обувь делают не инженеры, а дизайнеры и менеджеры!