Однажды знаменитый классик порадовал общество довольно спорной фразой "Счастливые часов не наблюдают". Согласимся, мысль сама по себе красивая, но и в то же время весьма неоднозначная. По сути, каждый счастливый или не очень не замечает течения времени, он осознает это, только оглянувшись на длинный и извилистый жизненный путь. И, главное, кем считать всех обладателей "тикалок"? Вырисовывается удручающая картина: и простой обыватель с дешевыми часиками на руке, и олигархи, любующиеся роллексами баснословной цены на запястье, одинаково несчастны? Однако оставим сию проблему дотошным философам.
Первая "Электроника"
Человеку прагматичному понятно одно – часы необходимы, и наблюдать их приходится гораздо чаще, чем подносить ложку ко рту. Увы, таковы реалии. Ведь не просто же так часы являются необходимым и ценным спутником нашей жизнедеятельности во все времена, независимо от страны проживания и государственного устройства. Периоды, когда часы являлись роскошью, менялся периодом изобилия; изменялся дизайн, повышалось качество и точность хода. И, наконец, наступили времена, когда на смену стрелочно-маятниковым старичкам пришла электроника.
Именно первые часы "Электроника" изготовило минское предприятие НПО "Интеграл" в 1974 году в Советском Союзе, и уже год спустя было налажено их массовое производство.
Моделей часов производилось более полусотни:
- женские;
- мужские;
- детские;
- в виде кулонов и авторучек;
- влагонепроницаемые и противоударные;
- с календарем и будильником и т. п.
Пять тысяч человек, специализированное конструкторское бюро, оснащенные самым современным оборудованием сборочные конвейеры, выпускали 6 миллионов часов "Электроника" в год. А в некоторые годы выпуск достигал и десяти миллионов. Поистине самоотверженно трудились белорусские умельцы, что называется, не за страх, а за совесть.
Все детали часов были исключительно советскими, их изготавливали и в самом Минске, и поставляли из других городов Союза. Кварцевые резонаторы поставляли Москва и Ленинград, Новосибирск давал элемент питания, пьезокерамическими деталями снабжал Волгоград.
Корпуса часов штамповались прямо на заводе-изготовителе, там же они обрабатывались и хромировались.
Как собирались часы
Сборка часов состояла из нескольких операций:
- посадка кристалла на плату;
- установка его защиты;
- сборка индикатора;
- полная сборка обоймы;
- установка питания.
И, в принципе, часы были готовы, но без корпуса. Далее, после установки их в корпус, настраивалась частота и оформлялась необходимая документация. Погрешность не превышала одной секунды в десять дней.
До появления функции настройки хода часов, время выставлялось вручную техниками завода. Цифровая настройка автоматически корректировала погрешность, владелец часов только устанавливал диапазон корректировки, в результате чего погрешность становилась минимальной – всего 1,8 секунды в год.
Но, как это всегда бывает в нашей стране, зарубежные Seiko и Casio поначалу считались лучшими, однако вскоре потребитель убедился, что "Электроника" по многим параметрам превосходит их.
Цены
Что касается стоимости часов, то первые модели стоили 140 рублей – это довольно солидная сумма для того времени. Однако тенденция на удешевление сохранялась, и к концу 70-х годов можно было приобрести часы за 78 рублей, а к концу 80-х цена снизилась до 50 рублей. Оценив все преимущества "Электроники", часы этой марки стали самыми популярными в Советском Союзе.
Развал СССР повлек за собой череду преобразований завода. Из госпредприятия он превратился сначала в унитарное, потом в ОАО, позже стал филиалом ОАО "Интеграл", а название выпускаемых часов сменилось на "Камертон".