После прочтения недавнего интервью премьер-министра Литвы Ингриды Шимоните итальянскому изданию La Repubbliсa, где для демонстрации полной картины ее ненависти к СССР, Беларуси и России не хватало лишь снимка с пеной изо рта, я бы хотел удивиться подобной риторике литовского политика…
Взгляд изнутри
К сожалению, события последнего года и взгляд на ситуацию изнутри (пока находился в среде псевдооппозиции, тесно связанной с местной литовской политической элитой) позволяют мне констатировать, что действия Литвы в лице представителей правительства и силового блока — это не спланированный красивый геополитический сценарий действий в аспекте экспансии на восток для установления влияния. Нет, Литва слишком мелковата для такой задачи, а вот лая много.
Как говорил Задорнов про Литву: «Это маленькая брехливая собачка, что смелая, пока на руках у хозяина. А как ставишь на землю, то дрожит от страха, когда оказывается одна». И подобное настроение Ингрида не раз демонстрировала в интервью, апеллируя к необходимости объединения с Западом для большего ощущения защиты.
Если отбросить всю зловонную пену изо рта Шимоните и спрятать за пазуху кусок дегтярного мыла, то выкристаллизовывается явная неприязнь к социальной политике таких стран бывшего Союза, как Беларусь и Россия. Ведь это огромная нагрузка на бюджет, которая оттягивает темпы развития, в том числе экономики, но позволяет дать социальную защиту всем гражданам.
Борьба идеологий: капитализм против социализма
Забавный и смешной аргумент недругов наших стран: «Ха, у вас зарплаты в разы меньше, чем у нас». Да, меньше. Только наряду с зарплатой важно считать расходы, прогнозировать расходы с возрастом, по мере необходимости более частого обращения к врачам. От естественных биологических процессов никуда не убежать.
И когда начинаешь в этом разбираться, то картина вырисовывается обратная. Та же Украина кричит про свои зарплаты, что в полтора раза выше. Однако с учетом бестолковой политики клоунов, которые в стране у власти с 2006 года и пускают страну по майданам, псевдобогатые украинцы переживают насчет отопительного сезона, тратят до 50 процентов пенсий на ЖКХ. А новых авто там купили за последний год лишь в два раза больше, чем в Беларуси, имея население в четыре раза больше.
Собственно, тут мы и приходим к более объективному показателю жизни людей — паритету покупательской способности (ППС). Проще говоря, что мы себе за наши деньги позволить можем в сравнении с другими странами.
По рейтингу МВФ, в аспекте ВВП на душу населения с учетом ППС мы хоть и значительно выше той же Украины, даже Китая, но при этом отстаем от стран Балтии, той же Литвы в частности. Как так?
Потому что ВВП по ППС на душу населения — тоже относительный макроэкономический показатель, отталкиваясь от которого надо уже более детально сравнивать несколько стран, но никак не размер зарплаты. Можно жить в одной стране с зарплатой, превышающей белорусскую в пять раз, но при этом ощущать себя менее состоятельным и проводить больше времени дома, нежели расхаживать по ресторанам и рассекать по миру, как это делают немецкие пенсионеры. Кстати, очередной отголосок прошлого: эти сказки известны со времен тех, кто вышел на пенсию еще в 80-х и начале 90-х в Германии. Сейчас там пенсионеры зачастую не имеют даже собственного жилья. Ежегодно фиксируются летальные случаи, связанные с переохлаждением в своих же собственных квартирах: скрупулезные и экономные немцы считают каждую копейку, чтобы сэкономить на отоплении.
Вернемся же к Литве, что так громко лает на нас с Россией, но от первого же симметричного пинка под пятую точку, насупившись, опускает свою мелкотравчатую мордашку и жует силос, рыча диафрагмой. То ли бешеный чихуахуа, то ли опоссум зазнавшийся. Давайте выясним.
Оккупируй меня полностью
Согласно дополнительным протоколам к пакту Молотова-Риббентропа от 23 августа 1939 года, Литва определялась как зона германских интересов. Однако с началом Второй мировой войны были внесены дополнительные изменения, и эту страну стали фактически укреплять советскими войсками, что вызывало неприятие у части общества. Формализовали это оккупацией с последующей аннексией все те же немецкие ученые, забывая про захват Австрии в 1938 году все той же Германией.
Но #этодругое. Собственно, несогласное меньшинство литовцев уже тогда стали считать это оккупацией их государства, несмотря на разницу подходов участников военного конфликта. Так, если нацистская Германия не имела никаких планов на развитие Литвы как самостоятельного государства (исторически Литве выпадала лишь участь ресурсного придатка Германии), то вот Советский Союз с момента установления просоветского руководства по итогам выборов в Сейм 14–15 июля 1940 года начал активно вкладывать ресурсы в развитие региона. А также обозначил обособленность государства 3 августа 1940-го, включив его в состав СССР как Литовскую ССР.
Ирония в том, что 1991-й был знаковым для Беларуси в аспекте прихода к власти во многом как раз фанатиков ВКЛ и Королевства Польского. При этом правительство РСФСР 1991 года признало действия СССР в 1940-м аннексией, однако сегодня подобное мнение не соответствует официальной позиции государства.
Так что параллелей достаточно. Возьмем поведение Великобритании в аспекте заморозки активов прибалтийских стран после вхождения в состав СССР (примерно так поступили США в отношении активов Афганистана). И дальнейшие вопросы с активами выглядели как чистейшей воды цыганщина и антисоветчина со стороны Британии. Собственно, ничего нового.
Эйфория вольной Литвы
6 сентября 1991 года, получив «вольную» по итогу августовских событий в СССР, сопровождавшихся в Литве набором цирковых выступлений в виде знакомых нам цепочек солидарности и девушек с цветочками, понеслась череда вступлений во все, во что только можно вступить.
2004 год был знаковым для Литвы, нового члена НАТО и ЕС. Деньги не пахнут, говорят люди. Однако несмотря на барские шиши, на которые планировалось развивать новых членов Евросоюза, первый переломный момент для организации наступил с решением Великобритании выйти из состава ЕС, что звучно назвали BREXIT.
Хоть процесс еще и завершается, это нанесло серьезный удар по экономике региона, ведь Великобритания была одним из мажоритарных вкладчиков в общую кубышку.
Данные события сильно повлияли на темпы развития экономик, особенно новых развивающихся членов ЕС. Потери дотаций Литвы оценивались в 27 процентов, а порой и в 50. Эти средства были необходимы для доведения экономики и инфраструктуры страны до призрачных идеальных стандартов ЕС. Однако коррупция в Литве всячески препятствовала цели. По оценкам европейских регуляторов, с момента вступления в Евросоюз Литва является одной из самых коррумпированных республик, где ни один крупный проект не обходится без вопросов отчетности или фактических уголовных дел.
В связи с сокращением дотаций, а в 2022 году средства от ЕС вообще перестанут поступать, литовское правительство, которое вдохновлялось псевдодемократом, а во многом любителем нацистской идеологии Витаутасом Ландсбергисом (дедом того самого придурковатого главы МИД Литвы Ландсбергиса), смекнуло, что необходимы другие партнеры, кроме ЕС. Те, кто намного влиятельнее и больше соответствует идеологии лженародного правительства. Таким другом стали Соединенные Штаты.
Демократия на экспорт
Агрессивное поведение государства, которое иронично называют «одной из стран прибалтийских вымиратов», стало набирать обороты еще в 1996 году, что проявилось в виде активного сокращения русскоязычных школ. Как бы литовцы ни старались, практически все граждане в возрасте 35–40 лет знают русский. Попадаются индивиды, отказывающиеся говорить на нем принципиально, но таких абсолютное меньшинство. Доходит до комичных ситуаций. Например, сидит компания людей, где половина говорит на русском, другая – на литовском, но все друг друга понимают. Хоть и выглядит странно, но правительству действующего парапрезидента Науседы, получившего в Беларуси прозвище «пучеглаз», это не нравится. Советское прошлое для них как чеснок для вампира.
Доходило порой до крайностей. Несмотря на абсурдные заявления литовцев о том, что они могут запросить репарацию за оккупацию страны Советским Союзом (а суммы будут исчисляться сотнями миллиардов, основываясь на эфемерных цифрах по сокращению средней продолжительности жизни, что естественно при активной урбанизации, и разбавлению этнического состава государства), сегодняшнему литовскому руководству выгодно игнорировать следующие факты:
- Население расходовало на жилье, отопление и коммунальные платежи лишь 2,5% своих доходов.
- В Прибалтике более высокий, чем в целом по СССР, уровень материального благополучия жителей сельской местности.
- Труд крестьян оплачивался дороже, чем даже на предприятиях и в учреждениях других республик Советского Союза.
- На территории Литвы СССР развивал буквально все – от мясо-молочного производства до радиоэлектронной промышленности. Химическая, нефтехимическая, текстильная, рыболовная отрасли процветали. Да что далеко ходить, даже атомную электростанцию построили в Игналине, которую они решили демонтировать, выведя из эксплуатации по требованию ЕС – таково было условие вступления Литвы в организацию в 2004 году.
- К моменту распада СССР в Литве фиксировался рекордный прирост населения по мере снижения темпов роста экономики.
- Эквивалент суммы прямых инвестиций со стороны СССР в Литву составляет 72 миллиарда долларов, что в период с 1940-го по 1990-й было гораздо более существенной суммой, нежели сегодня.
- И вишенкой на торте является передача Вильно и Виленской области в состав Литовской ССР 10 октября 1939 года.
Все вышеупомянутое там предпочитают забыть, оправдывая свое неумение управления активами неэффективностью предприятий. Правда, отрасли, которые представляют якобы неэффективные предприятия, развиваются во всем мире. Но тут вспоминается поговорка: «Уши мамке назло отморожу». Новое строить за дотации может каждый, а вот сохранить и развить – тут нужен талант управленца.
Однако действующий президент Литвы Гитанас Науседа и его «принауседники» подобным талантом не обладают. Предшественницей нынешнего главы была Даля Грибаускайте, позывной – «Зоркая Куница» (в бытность предположительной службы в КГБ СССР). До сих пор звучат оправдания, что имела место быть неудачная оговорка в одном из телешоу, где ведущий Андрюс Тапинас и его гость, Донатас Ульвидас, якобы перепутали учебу Дали Поликарповны (до замужества) в Высшей школе КПСС с аналогичной школой КГБ. Но, как мы знаем, таких оговорок на ровном месте не бывает. Так вот Грибаускайте еще умудрялась сохранять баланс между геополитическими полюсами, покусывая СССР, но не кусая до крови. Зато Гитанас Науседа ощутил ущербность позиции Литвы на фоне ранее упомянутых экономических событий в ЕС и решил пойти ва-банк. Позже обсудим и вторую причину.
Гонка за косточкой из рук хозяина привела Литву во главе с Науседой к череде абсолютно глупых и недальновидных решений. «Нам помогут, нам все оплатят» – это позиция не только Литвы, но и практически дословная цитата из упомянутого в самом начале интервью итальянскому изданию премьер-министра Ингриды Шимоните. Она подтвердила, что действия Литвы в отношении той же Беларуси не имеют экономического обоснования, а основаны лишь на их видении демократии.
Тихановская, мошенники из BYSOL, экстремисты, санкции – все это сотни раз мы слышали и обсуждали. Лишь транзитные потери по железной дороге для Литвы оцениваются местным правительством в более чем 5% ВВП. И это далеко не предел. К декабрю 2021 года порт Клайпеды лишится и транзита калийных удобрений, что окончательно ввергнет оператора порта в невосполнимые убытки, не говоря уже про потери граждан, задействованных на предприятии.
А как вам такое? Нефтепродукция составляла около 30% загрузки как терминалов порта, так и железной дороги Литвы. Примерно та же ситуация с калийными удобрениями.
На очереди слухи о возможном эмбарго на транзит любых грузов, не считая попавших под раздачу белорусских предприятий, которые были включены в очередной пакет санкций ЕС и США.
В рамках решения вопроса сохранения позиций США на нашем континенте Литва выступает как рупор безрассудства, являясь лимитрофным экспортером гласа мировой демократии.
И подобным уколом стали нападки на Китай. Какое отношение Литва с населением менее 2,8 миллиона человек имеет к уйгурам, которых только в Китае свыше 12 миллионов, ни одной благоразумной душе не понятно. Последующее открытие представительства Тайваня, спорной для Китая территории, что находится в зоне интересов США по причине производства половины полупроводниковой продукции в мире, вызвало сначала контрольное предупреждение от Китая в отношении Литвы. Однако позже последовали и действия. Поезд «Викинг», курсирующий по маршруту Украина — Беларусь — Литва, который литовцы планировали включить в проект Нового Шелкового пути, не сможет интегрироваться в логистическую схему нового проекта по причине запрета Китаем прямого железнодорожного сообщения с Литвой. Потому Украина, что также ходит по лезвию за действия с заводом «Мотор СИЧ», и Беларусь открыты к партнерству в рамках перспективного трансконтинентального проекта грузоперевозок. Литва же на берегу, вдали от праздника перспектив.
Позже Китай остановил импорт из Литвы сыра, зерна и древесины. А на эти отрасли приходилось 30% сбыта на рынки Китая. «Переориентируют на рынки ЕС» — парируют мне сторонники Литвы и ЕС. Только пойдут ли на подобное брюссельские чиновники? Кажется, что с каждым днем шансы тают.
Грустный клоун
Подобные действия Литвы не могут не оставаться безнаказанными. Баланс в мире существует, но не в виде кармы, а в облике экономическом, демографическом и социальном.
Агрессивные действия прибалтийского государства сыграли с ним злую шутку. Когда мольбы о выделении 152 миллионов евро на строительство границы с Беларусью оказались услышанными лишь капиталистическим ухом Брюсселя: деньги на беженцев было предложено брать в кредит в итоге асимметричного ответа нашего государства по вопросу приоритетов охраны границы и приостановке договора о реадмиссии с Литвой.
И ладно бы мы сказали, что беженцы там лишние и рынок труда в Литве перенасыщен кадрами, нет. Около полумиллиона трудоспособных граждан Литвы работает и платит налоги в западных странах ЕС, где более высокая зарплата и ниже цены. После перехода от национального лита на евро цены в стране выросли в среднем в 1,3 раза. Если раньше поляки ездили «на закупы» в Литву, то теперь с точностью до наоборот.
Попытка же демонстративного отказа использовать электричество БелАЭС привела к покупке нашей же электроэнергии через Латвию, что прибавило 20% к цене. Но Литва в надежде на компенсацию снижения рентабельности услуг пошла дальше и просто взвинтила цены на и так дорогую электроэнергию для потребителей. На те же 20% – лишь за прошедшее лето. Стоит отметить, что в отличие от Беларуси, цены там идут без дотации государства по полной ставке. Так что сто евро за электричество для гражданина Литвы, проживающего в квартире средних размеров, в отопительный сезон (при средней зарплате лишь в полтора раза выше белорусской) – это реальность.
В разговоре с другом из Литвы, который сохраняет здравый конструктивный нейтралитет к местной власти, я спросил, откуда там планируют взять деньги, теряемые отраслями по мере эскалации отношений с Беларусью, Россией и Китаем. Вразумительного ответа я не получил. Услышал лишь: «Надеюсь, Брюссель поможет». Выполняют заказ США, а ждут помощи от Брюсселя? Там тоже не дураки сидят и цифры считать умеют. И за чужие огрехи отдуваться не намерены. Пора, наконец, заняться своими делами, внутренними. Завершить строительства «Северного потока-2» между Россией и Германией. Это, кстати, ярчайший пример, что ни Трамп, ни Байден не смогли остановить стройку. Амбиции амбициями, а попу зимой в тепле держать хочется.
Возвращение блудного сына
Чуть ранее я упомянул, что есть еще вторая причина попытки геополитического гибридного блицкрига со стороны Литвы. Если первая связана с ощущением заокеанского большого брата за спиной и морщинистого кошелька под боком, что смешно выглядит на фоне всех брошенных пособников США в Афганистане, то есть и внутренний фактор, согласно которому действующее правительство нуждается в победах, хотя бы в медиа.
Весной 2021-го в Литве проводился социологический опрос. 66% жителей этой прибалтийской страны считают, что Литва напрасно ссорится с Беларусью и Россией, поскольку плохие отношения принесут стране экономический ущерб. 59% согласны с утверждением, что власть консерваторов обокрала людей: обесценились пенсии, деньги. Больше половины (54%) убеждены, что у государства нет самостоятельной внешней политики. Мол, все диктует Брюссель (ЕС). А 32% говорят, что внешней политикой Литвы управляет Вашингтон.
За последние шесть месяцев заведено уже пять уголовных дел по факту растраты денег и кражи при возведении Великой литовской стеночки от Беларуси.
Несмотря на относительно успешную пропаганду по демонизации советского прошлого и России, ситуация выглядит печальной для Литвы, так как ходят разговоры о необходимости поднять вопрос выхода страны из ЕС. Гражданам уже претит искусственное насаждение мысли о врагах в лице тех, кто является на деле дружественными народами.
Те, кто пропагандирует подобное, знают что им не удержаться у своих кормушек. Потому так называемые принауседники из кожи вон лезут, чтобы сохранить темное прошлое (пособничество немцам в годы Великой Отечественной) за ширмой пропаганды в виде оккупации и аннексии. Отсюда и возникло расслоение в литовском обществе. Говорят, нам характерно «коллективное бессознательное», однако есть воспоминания обычных граждан и рассказы их родственников. А то, что хранится в памяти, никак не состыковывается с позицией действующей власти.
И если представить гипотетический вариант обсуждения выхода Литвы из состава ЕС, то в итоге мы получим лишь государство с искусственно раздутой экономикой, порванными внешнеторговыми связями и отношениями. Оно умудрится вдрызг разругаться с ЕС и США, а потом придет к руководству Союзного государства и ЕАЭС и начнет еще руки выкручивать: мол, перед вами суверенное государство. Попросит помощи. Правда, мы же помним аналогию про дрожащего чихуахуа. Пригреем, отмоем, сделаем прививку от капитализма в пользу социально ориентированного государства. «Принауседники» уедут шатать режим из Польши. Конечно же, сразу же получим очередной пакет санкций за добровольную аннексию Литвы. Еще что-то там запретят, думая, что мы не сможем обойтись без западных рынков. Но мы же будем спокойно произносить: «Вильно — наш». Начнем «купляць беларускае» в Клайпеде и ездить на побережье в Палангу. Джейн Псаки наконец сможет спокойно выдохнуть и показать на карте берега Беларуси в Виленской области.
Илья Бегун
Карикатура Антона Островского
Автор фото: носят иллюстративный характер