Сергей Щукин и Иван Морозов — оба богатейшие купцы и страстные коллекционеры искусства рубежа веков, которые были совершенно противоположны во вкусах и образе жизни.
⠀
Шумный, яркий, охотно открывающий двери в свой дом и лично проводящий экскурсии по собранию — таким представлялся современникам Щукин.
Морозов же жил «окружённый тишиной»: скрывал от посторонних глаз свою личную жизнь (тайную женитьбу на певице и внебрачную дочь) и неохотно демонстрировал коллекцию публике.
Несмотря на то, что оба коллекционера были увлечены одним периодом в искусстве, они не были соперниками.
⠀
Щукин под стать своей натуре собирал скандальное, «неудобное» и исключительно европейское искусство. Среди его любимых художников были Гоген, Матисс, Пикассо.
Морозов же отдавал предпочтение более «смирным» полотнам как западных, так и русских художников. Последними он особенно заинтересовался во время Первой Мировой войны, когда попасть в Париж стало невозможным. В собрании Ивана Абрамовича были Моне и Ренуар, Сезанн и Ван Гог, Врубель, Левитан, Коровин, Серов.
Подходы к составлению коллекций у наших героев также были разными.
⠀
«Метод» Щукина базировался на его чувствах и реакциях на полотна, оттого был страстен и бессистемен. Зайдя к маршану, Сергей Иванович смотрел все картины и, выбрав понравившиеся, мог поспорить насчёт цены.
⠀
Морозов напротив имел план: он покупал лучшие картины главных представителей тех или иных живописных направлений и мог несколько лет ждать подходящее полотно. Найдя то самое, покупал его сразу, не беспокоясь о цене, за что получил прозвище «русский, который не торгуется».
А чей принцип коллекционирования вам ближе?