Найти тему

Автомобильные номера СССР

Попытки стандартизации автомобильных номеров начались одновременно с автомобилизацией в СССР. Если в 20-х годах производство собственных и закупка импортных авто шли на сотни, то в начале 30-х автомобили в СССР производились уже десятками тысяч.

Источник информации: Л.М. Шугуров «АВТОМОБИЛИ РОССИИ и СССР», 1993 год.
Источник информации: Л.М. Шугуров «АВТОМОБИЛИ РОССИИ и СССР», 1993 год.

Первая попытка создания стандарта в 1931 году была удачна по форме – на квадратной таблице цифры и буквы, но неудачна по содержанию. Цвет для фона был выбран белый, а для букв и цифр черный, в результате на грунтовых дорогах (а других тогда почти не было) номер превращался в грязно-серый нечитаемый квадратик. В 1936 цвета поменяли местами, упорядочили место, количество и индексацию для буквенной составляющей номера и номер стал похож на номер.

Слева номер образца 1936 на модели КИМ-10-50 от DIP, справа реальный номер на ГАЗ-М1. Обе серии относятся к учету в г. Москве.
Слева номер образца 1936 на модели КИМ-10-50 от DIP, справа реальный номер на ГАЗ-М1. Обе серии относятся к учету в г. Москве.

После войны появилось достаточно много индивидуальных, как трофейных машин, так и авто собственного производства. В 1946 году провели очередную номерную реформу. Легковым автомобилям вроде как полагались черные номера с белыми буквами, а грузовым желтые с черными буквами. В реальной жизни, судя по фотографиям, очень строго это не соблюдалось. С определенной долей уверенности, можно только сказать, что индивидуальным владельцам давали черные номера.

-4

На фото слева ГАЗ-М-20Б «Победа» с желтыми «грузовыми» номерами. На фото справа детектив – предсерийный Москвич-408 не ранее 1961 года выпуска, с частными номерами образца 1946 года. Это удивительно, но факт есть факт. Наверное, завод имел в этом определенную гибкость и ставил на предсерийные машины, то что под руку попадется?

Я для своих моделей 1946–1958 годов выпуска использую вот такие декали госномеров:

Ориентировочная стоимость такого полного набора 150 рублей.
Ориентировочная стоимость такого полного набора 150 рублей.

На моделях это смотрится как-то так:

На фото «Автолегенда СССР» №64 Москвич-401 и «Автомобиль на службе» №22 Москвич-400–422.
На фото «Автолегенда СССР» №64 Москвич-401 и «Автомобиль на службе» №22 Москвич-400–422.

К 1959 году образовался дефицит номеров, выпуск автомобилей рос, двухбуквенных серий не хватало. Поэтому провели еще одну реформу и добавили третью букву. Цветовая гамма теперь выдерживалась строго, только черный фон и только белые буквы.

-7

На фото слева Москвич-401 с номерами 1959 года, что говорит о том, что автомобиль уже сменил своего владельца и может не один раз. На фото справа Москвич-408 с передней оптикой в экспортном варианте.

На моделях номера 1959 года смотрятся вот так:

Слева Москвич-408 от VVM, справа ЗИЛ-117 из «Автолегенд СССР» №61
Слева Москвич-408 от VVM, справа ЗИЛ-117 из «Автолегенд СССР» №61

Для моделей 1959-1977-го годов выпуска я использую номера выполненные с помощью фототравления

Ориентировочная стоимость такого полного набора 500 рублей
Ориентировочная стоимость такого полного набора 500 рублей

Последняя «номерная» реформа в СССР прошла перед Олимпиадой-80 в 1977 году.

Для легковых автомобилей государственной принадлежности и индивидуальных владельцев было сделано четкое различие. Государственным - сначала 4 цифры, потом 3 больших буквы, индивидуальным – сначала маленькая буква, потом 4 цифры и в конце 2 больших буквы.

Слева модель ВАЗ-2121 «Нива» от IST (фото с unomag.ru) справа то-ли фотомонтаж модели автолегенд, то-ли настоящая Нива с номерами образца 1977 года.
Слева модель ВАЗ-2121 «Нива» от IST (фото с unomag.ru) справа то-ли фотомонтаж модели автолегенд, то-ли настоящая Нива с номерами образца 1977 года.

Прошу, как всегда в конце, оценить практичекскую ценность этой статьи и дать свои предложения и комментарии по ее улучшению.

#ссср

#авто

#коллекционирование

#автолегенды

#ретро

Авто
268,3 тыс интересуются